Как сделать качественный сабвуфер в автомобиле?

Прежде чем приступить к покупке низкочастотного динамика (другими словами: сабвуферная головка; НЧ-головка), изготовлению и установке всего сабвуфера в автомобиль, вы должны чётко себе представлять, как будет выглядеть ваша акустическая система (давайте условимся: акустической системой мы будем называть тот самый короб для сабвуферной головки, который нам, в конечном итоге, и надо изготовить).

«Акустическое оформление, или короб, который вы выбрали для сабвуфера, будет определяющим фактором в достижении качественного звучания в низкочастотной области баса». Теория

Но для начала немного о предназначении и функции какого бы то ни было ящика. Акустическая головка излучает звук не только «вперед» но и назад, при этом фронтальная и тыловая звуковые волны противоположны по фазе. Такие волны гасят друг друга, соответственно, звуковое давление низкое и как следствие — низкая громкость! Акустическое оформления НЧ-головки предназначено для ликвидирования такого акустического замыкания.

Различают 4 основных вида акустического оформления:

• закрытого типа (ЗК); • корпус с фазоинвертором (ФК); • полосового типа (ПК); • бесконечный акустический экран (free air).

Звуковое давление сабвуферной головки в ЗК меньше давления, оказываемого этим же динамиком, помещённым в ФК, на 3 ДЦ и на 6, чем в ПК. Увеличение звукового давления на 3 ДЦ приводит к увеличению громкости звучания в два раза, следовательно, повышение на 6 ДЦ — в 4! Таким образом, применение более сложной акустической системы позволяет применять менее мощные усилители при равной громкости звучания! И это очень важно, ведь цена на усилители растёт пропорционально их мощности.

Теперь подробнее о каждом виде акустической системы.

Закрытый корпус (ЗК)

Самый простой вид акустической системы! В данном случае низкочастотный динамик монтируется в некоторый короб лицевой стороной наружу. В таком ящике разность фаз колебаний звука от лицевой и тыльной стороны динамика ликвидируется очень просто. Звук от тыльной стороны громкоговорителя гасится в закрытом объёме ящика. Эта звуковая волна уже не может затмевать звук от фронтальной части динамика.

Безусловно, такая акустическая система проста в изготовлении, но есть и несколько существенных минусов. Во-первых, низкий, так сказать, КПД, ведь полезную «работу» совершает только фронтальная часть динамика. В связи с этим необходим более мощный усилитель, что, конечно же, скажется на финансовах затратах.

Во-вторых, есть вероятность того, что динамик сгорит! Закрытый объём ящика гасит звуковую волну, обладающую энергией, в результате чего повышается внутренняя энергия всей системы и, она нагревается. Следует обшивать внутренние стенки такого короба звукоизолирующими материалами, гасится звук- поглощается тепло.

Корпус с фазоинвертором (ФК)

Более сложная система акустики. Конструктивно мало чем отличается от закрытого корпуса, с той лишь разницей, что имеет отверстия с полыми трубками определённой длины-порты фазоинвертора. Звукотехническая разница же огромна. Сам фазоинвертор представляет собой полую цилиндрическую трубку определённого диаметра и определённой длины. С помощью фазоинвертора соединяется замкнутый объём с окружающим пространством.

Как работает фазоинвертор? Тоннель фазоинвертора задерживает звуковую волну, образовавшуюся внутри сабвуфера на строго определённое время. Благодаря этому звуковые волны от «лицевой» стороны динамика и тыльной встречаются за пределами саба в одной фазе. Давление звука резко увеличивается! Минусом является конструктивное усложнение системы, а также высокая чувствительность к параметрам динамика и геометрическим параметрам короба и самого фазоинвертора.

Корпус полосового типа (ПК); (Band-Pass)

При таком подходе достигается максимальное звуковое давление. НЧ-головка находится целиком в коробе и поэтому защищена от механических повреждений. Капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик находится внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Конструкция короба, позволяющая управлять амплитудной характеристикой как в области нижней, так и верхней частоты благодаря использованию корпуса с двойной камерой.

Бесконечный акустический экран (free air)

Самое простое акустическое оформление: коробом является какое-либо помещение или ограниченное пространство! В машине таковым может быть багажник (ну, конечно же, если класс машины — седан). Непосредственно авто-акустика

По типу кузова машины можно разделить на три класса: 1. Салон объединён с кузовом (хэтчбек, универсал). 2. Салон изолирован от багажника (седан). 3. Открытый кузов (кабриолет).

Каждый класс автомобилей имеет свои особенности установки акустики, и не всякая акустика может быть установлена в той или иной машине! Глупо и безумно пробовать поставить сабвуфер типа Бесконечный Акустический Экран в машину класса хэтчбек.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: