Проведение тендера на разработку сайта

Все, написанное ниже, касается разработки корпоративных (представительских) сайтов без дополнительного функционала (интеграции с интранет-системой или бухгалтерией, промо-разделов для рекламы отдельных товаров или услуг на flash и т.д.). Для всего остального – интернет-магазинов, интранет-систем, сервисов, социальных сетей, блоговых площадок, социальных сетей – алгоритм будет несколько иной.

Перед тем, как начинать обзванивать агентства, лучше определиться, каким вы представляете будущий сайт. Подготовить документы, на основе которых представители веб-студий смогут составить коммерческое предложение, содержащее самую важную для проекта информацию: сроки и стоимость системы.

Основа сайта – это структура разделов. Список названий страниц с кратким описанием информации, которую они будут содержать. Плюс описание, откуда какая информация берется, как обрабатывается и куда перемещается. Выглядит структура, как стандартная карта сайта.

Следующий этап – описание внешнего вида сайта. После подписания договора на разработку мы просим наших клиентов заполнить бриф, который содержит примерно такие вопросы:

  1. Цели создания сайта.
  2. Целевая аудитория, ее описание.
  3. Основные конкурентные преимущества как самой компании, так и ее товаров и услуг.
  4. Список конкурирующих сайтов.
  5. Список сайтов, дизайн которых понравился или не понравился.
  6. Описание желаемых технологий: Flash, Ajax. Зачем они нужны?
  7. Материалы для разработки дизайна, которые готов предоставить заказчик: логотип, брендбук, полиграфия.
  8. Есть ли фирменный персонаж? Планируется ли использование его изображения на сайте? Если планируется, то как?

Брифы различных агентств отличаются друг от друга. Однако указанный выше список – необходимый минимум для того, чтобы исполнитель мог понять ваши ожидания. Именно на стадии описания внешнего вида сайта лучше подумать о необходимости использования flash- роликов, фотографий, коллажей, отдельных стилей для оформления каждого из подразделов… Наличие подобных элементов влияет на стоимость и сроки проекта.

Попросите ваш отдел маркетинга подробно описать представителя целевой аудитории, составьте его портрет. Мужчина это или женщина. Сколько ему или ей лет. Кем он/она работает, чем увлекается, сколько зарабатывает, как давно пользуется Интернетом… Корпоративный сайт аудиторской фирмы, предназначенный для юристов старше 35 лет, внешне будет очень отличаться от сайта магазина одежды, который будет посещать молодежь до 25.

Следующий шаг после того, как материалы для переговоров с исполнителями подготовлены – холодный обзвон веб-студий.

Статья по теме:  Axure — инструмент для проектирования интерфейсов

Где брать данные об агентствах, разрабатывающих сайты?

Компания Tagline вот уже третий год подряд составляет рейтинг 100 лучших веб-студий Рунета. К его результатам довольно много вопросов, но… На сегодняшний момент это единственный инструмент сравнения агентств. Не стоит дословно ориентироваться на эту таблицу, а вот как база контактов она может пригодиться.

Обзвон

Какие вопросы стоит задавать во время телефонного разговора:

  1. Возьметесь ли за проект указанного объема? Далее следует краткий пересказ содержания структуры и описания внешнего вида сайта.
  2. Сколько это примерно будет стоить?
  3. Примерные сроки реализации?
  4. Какая система управления контентом (CMS) используется?
  5. Какая поддержка входит в стоимость договора? Если ли у вас свой хостинг? Какие предоставляются услуги по сопровождению после завершения проекта?

Первый вопрос является принципиальным. Если агентству ваш проект не интересен изначально, то нет и смысла продолжать разговор.

Стоимость лучше анализировать после того, как студия пришлет вам коммерческое предложение. Бюджеты, которые вы можете потратить на разработку, оцениваете вы сами. На мой взгляд, пристальное внимание стоит уделить компаниям, которые озвучивают суммы, существенно меньшие или большие, чем в целом по рынку. Цена в данном случае никак не соотносится с качеством, в том смысле, что средние расценки вовсе не означают, что вы получите в итоге средненький сайт. Гарантированно хорошо сделают студии, с которыми есть опыт положительного взаимодействия лично у вас. Для остальных риски примерно одинаковы.

У брендовых агентств, таких как Студия Артемия Лебедева или РБК Софт, минимальная цена разработки сайта достаточна высока. Ниже нее создание сайта стоить не будет. Доплата берется за бренд разработчика, который считается гарантией качества выполнения работ. Насколько это необходимо – решать вам.

Примерные сроки реализации потому и называются примерными, что точно определяются только после этапа анализа задачи и проектирования системы, а никак не на этапе пресейла. Разработчики любят рассказывать притчу о том, что из трех понятий «сделать сайт быстро», «сделать сайт дешево» и «сделать сайт качественно» одновременно можно выбрать лишь два. Или быстро и дешево, но не качественно, или качественно и быстро, но не дешево, или…

Среднее время разработки корпоративного сайта – три месяца. Можно сделать быстрее, но тогда большая часть команды будет работать только над вашим проектом, а это увеличивает бюджет. Опять таки, за вами остается решение, насколько это необходимо.

Статья по теме:  Как делать адаптивный прототип в Axure 7

Система управления контентом для простых в плане программирования представительских сайтов – не ключевой фактор выбора исполнителя. Ответ на этот вопрос позволяет оценить методы работы агентства. Некоторые студии предпочитают самописные CMS, некоторые – платные системы подобные «Битрикс», другие работают одновременно на нескольких движках. У всех этих вариантов свои особенности.

Критерии выбора веб-студии, с которой стоит назначать встречу, могут быть следующими:

  1. Скорость обработки запроса: вы быстро дозвонились, вас соединили с нужным специалистом, а не отфутболивали от абонента к абоненту.
  2. Адекватность менеджера, с которым вы общались. Если не вдаваться в психологические подробности: вам было легко и приятно разговаривать с человеком, который дал вам устраивающую вас информацию.
  3. Адекватность цен и сроков.
  4. Портфолио: главное – не как много в нем работ. Главное, чтобы там были работы, которые кажутся похожими на ваш будущий сайт. Дополнительный плюс – наличие у агентства успешного опыта работы с другими компаниями вашей отрасли. Значит, сотрудники студии уже обладают знаниями о рынке и представляют себе особенности сайтов схожей с вашей тематики.

Не стоит приглашать на личные встречи представителей больше 10 агентств. Время потратите много, а кардинально отличного результата не получите.

Встреча

Суть первой встречи: посмотреть «вживую» на менеджеров веб-студии, и дать возможность менеджерам посмотреть на себя. По результатам встречи агентство решает, будет ли оно вести ваш проект (да, бывают случаи, когда агентство отказывается работать над этим созданием этого конкретного сайта).

На самой встрече структура сайта и описание его внешнего вида передаются сотрудникам агентства, которые в свою очередь задают вопросы с целью как можно точнее понять ваши ожидания от сайта. Результатом разговора станет договоренность о дате отправки коммерческого предложения, на основе которого впоследствии (если все сложится) и будет заключен договор.

Коммерческое предложение

Важно не только то, что в нем написано. Важно то, насколько качественно оно оформлено, а также когда оно прислано. Если сотрудники агентства на этапе пресейла не смогли выдержать сроки, которые сами же себе и установили, то, скорее всего, на этапе разработки задержки будут намного более существенными.

Про содержание коммерческих предложений расскажет кто-нибудь из моих коллег в одной из следующих статей. Мне же остается описать, на что стоит обращать внимание при сравнении коммерческих предложений. Не важно, сколько в документе страниц. Важно, чтобы оно описывало ваш сайт так, как вы его видите (чем больше совпадений – тем лучше), а также касалось условий сотрудничества, которые вас в принципе будут устраивать.

Статья по теме:  Инструмент прототипирования: Flinto

Какие обязательные пункты должно содержать коммерческое предложение:

  1. Таблицу, в которой будут описаны этапы разработки их стоимость. Отдельно по каждому этапу.
  2. Условия оплаты: сколько будет составлять предоплата, что в результате вы получите. Сколько – постоплата, и когда она будет осуществляться.
  3. Краткое описание сайта: структура, функционал, особенности.
  4. Условия работы с агентством: описание схемы ведения проекта.
  5. Пункт о дополнительных услугах и пост-проектном сопровождении.

В итоге, у вас останутся два-три (максимум) коммерческих предложения агентств, которые вам понравились больше всего.

А теперь главное

Для незнакомых с рынком веб-разработки компаний практически единственный способ понять адекватность исполнителей – это заключить тестовый контракт. Если сайт сложный (внимание, небольшой интернет-магазин – это НЕ сложный сайт), то тестовый контракт заключается на разработку ТЗ. Если сайт простой (представительство компании с дополнительным модулем в виде презентационного flesh-ролика) – предметом тестового контракта может стать отрисовка дизайна главной страницы.

Да, заключая тестовый контракт, вы переплачиваете за первый этап разработки. Однако это эффективный способ снижения рисков. Объясню поподробнее, на примере варианта с тестовым контрактом по созданию дизайна.

Число макетов главной страницы, которые входят в стоимость по стандартному договору на разработку сайта – два или три, в зависимости от студии. Дополнительные варианты уважающие себя агентства нарисуют за дополнительную денежку. Без опыта постановки задач достаточно сложно с первого раза объяснить дизайнерам, какой результат вы хотите получить. В случае работы с несколькими агентствами, вы получите не два-три макета, а шесть-девять. Шанс, что вам нарисуют именно то, что нужно, существенно возрастает.

У вас будет выбор и в плане комфорта/скорости/качества взаимодействия с противоположной стороной… Вы получите отличную возможность узнать что-то новое для себя. Ваши партнеры вам трижды объяснят, почему все именно так, а не иначе. Вы сможете сравнивать версии, отдавать дизайн на внешний аудит и не дать таким образом повесить себе лапшу на уши…

Вы теряете деньги. Но не время. И не результат.

После завершения работ по тестовому контракту, выбираете самое адекватное агентство и уже с ними заключаете договор на всю разработку.

Анна Караулова (www.webplanet.ru)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: