Автоматизация SEO-задач позволяет как существенно ускорить сам процесс продвижения, так и повысить качество оптимизации. В последние несколько лет наметился мощный тренд на рост числа автоматизированных сервисов в сфере поискового продвижения. Данная тенденция связана с ростом числа и сложности задач, которые необходимо решить SEO-специалисту для улучшения позиций сайта в поиске и умножения целевого трафика.
Группы задач в SEO
Процесс поискового продвижения разбивается на этапы и подзадачи, значимую часть из которых — можно полностью или частично автоматизировать. Основные группы работ в SEO:
Семантика: сбор списка целевых фраз, анализ поисковых запросов и интентов, фильтрация списка, оценка конкуренции и рентабельности продвижения по каждому запросу.
Группировка и распределение фраз: кластеризация запросов, формирование структуры сайта, опираясь на поисковый спрос.
Технический аудит и индексация поисковыми системами: работа сайта, настройки индексации, допущенные ошибки, ТЗ на устранение.
Внутренняя оптимизация документа: определение типа страницы, тематической направленности, написание и оптимизация текста, проверка качества оптимизации, формирование тега title и meta-тегов. А также, оптимизация хоста: перелинковка, распределение статического веса на сайте, выделение тематических кластеров.
Работа со ссылочными факторами: составление анкор-листа, поиск и проверка доноров, размещение ссылок, контроль и улучшение качества ссылочного профиля.
Аналитика по проекту и выдаче: расчёт KPI, оценка выдачи поисковой системы по запросам, основных изменений в алгоритме, оценка стратегии продвижения основных конкурентов в тематике, анализ индексации самого сайта и его показателей ранжирования.
Фильтры / санкции: проверка на документные фильтры и хостовые санкции.
Поведенческие факторы: оценка значимых поведенческих факторов на страница выдачи, внутрисайтовые поведенческие метрики, анализ источников трафика, аналитика качества трафика и его динамики (с учётом сезонности).
Рис. 1. Основные составляющие успешного поискового продвижения.
Инструменты автоматизации на рынке
SEO-специалисты и опытные интернет-маркетологи в своей работе комбинируют сразу несколько мощных сервисов автоматизации, которые позволяют как быстро оценить проект, так и провести сами работы по его продвижению.
1. Работа с семантическим ядром
Составление грамотной семантики — ключевой фактор успешной кампании. Сложность полной автоматизации данного этапа состоит в грамотной оценке каждой поисковой фразы на степень соответствия бизнесу и его задачам (маржинальность по направлению / товару, наличие на складе и так далее).
Рис. 2. Воронка работы с семантическим ядром для проекта.
На рынке имеется несколько сильных аналитических сервисов, которые позволяют автоматизировать сбор широкого списка запросов, а также их оценку и сбор дополнительных параметров. Среди доступных, можно выделить ряд инструментов от «Пиксель Тулс» с возможностями:
Сбора геозависимости, локализации и коммерциализации по фразе.
Группировки / кластеризации запросов по ТОПу.
Оценки интента запроса.
Лемматизацией и удалением дублей.
Получением списка запросов из Яндекс.Вебмастера.
Детальным анализом запросов по множеству параметров.
Получением данных из Яндекс.Вордстат.
Парсингом поисковых подсказок из Яндекса и Google.
Рис. 3. Пример парсинга семантики и сбора ключевых показателей по фразам в сервисе «Пиксель Тулс».
Также, к числу популярных программ и сервисов относятся: SeoPult, Кей Коллектор, MegaIndex.
2. Распределение запросов на сайте / создание структуры
Правильная структура продвигаемого проекта — обязательно отражает поисковый спрос. То есть, под каждую потребность (интент) пользователя должна существовать своя посадочная страница с заданным URL (с ЧПУ).
Рис. 4. Этапы работ по формированию структуры на сайте, которая будет ориентирована на спрос.
Существенно помочь формированием оптимизированной структуры и автоматизировать процесс кластеризации помогут сервисы автоматизации: Пиксель Тулс, Топвизор , Кей Коллектор, Just Magic.
Рис. 5. Пример автоматической группировки запросов по ТОПу в сервисе «Пиксель Тулс».
3. Технический аудит и устранение ошибок индексации
Аудит и дальнейшая техническая оптимизация позволяют обеспечить полную индексацию важных страниц, повысить скорость его работы, а также исключить дублирование контента внутри сайта. Задача разбивается на этапы:
Полное сканирование сайта и анализ индексации (результаты выдачи и панелей вебмастера).
Получение сводок по URL на сайте, кодам ответа, индексации.
Анализ, формирование технического задания и устранение найденных ошибок.
Среди сервисов, которые позволяют в большей части автоматизировать процесс: Seoto.me, Comparser, Сайт Репорт, Screaming Frog SEO Spider.
4. Внутренняя оптимизация и работы по проекту как единому целому
В 2017 году, качество внутренней оптимизации более других групп факторов сказывается на позициях сайта по низко- и среднечастотным запросам (по высокочастотным — пальму первенства часто берут поведенческие факторы). Данная задача также может быть разбита на этапы:
Анализ выдачи, конкурентов. Построение структуры (см. предыдущий шаг).
Оптимизация документов под список продвигаемых запросов.
Систематические работы по проверке и улучшению качества оптимизации / релевантности.
Работы по оптимизации сайта (хоста как единого целого).
Рис. 6. Циклическая схема работ по оптимизации сайта (хоста).
Среди основных сервисов автоматизации данного этапа: SeoPult, Just Magic и другие.
Основная сложность при проведении работ данного типа:
Поиск грани: Высокая релевантность документа / Новый алгоритм Яндекса «Баден-Баден» за избыточную переоптимизацию текста.
Список задач, поддающихся автоматизации на примере «Пиксель Тулс»:
Формирование технического задания на SEO-копирайтинг.
Анализ выдачи по запросу, для определения требуемых показателей оптимизации.
Оценка качества оптимизации по списку запросов на URL.
Анализ структуры проекта.
Анализ SEO-тегов для списка URL.
Оценка текста, проверка вхождений фраз.
Проверка текста на уникальность, в том числе, внутри проекта.
5. Работа со ссылочными факторами / внешняя оптимизация
Несмотря на систематическую борьбу поисковых систем с усилиями SEO-специалистов по размещению внешних ссылок, группа ссылочных факторов продолжает существенно сказываться на позициях сайтов в результатах выдачи. Напомним, в Яндексе на борьбу с SEO-ссылками направлены алгоритмы и фильтры: Минусинск, Непот, Ссылочный взрыв (подробней список санкций), в Google — Пингвин.
И всё же, в ряде случаев, данная группа факторов может играть решающую роль. Пример: высокое качество внутренней оптимизации и близкие показатели поведенческих метрик в целого ряда конкурирующих проектов.
Текущие задачи SEO-специалиста на данном этапе:
Построение ссылочной стратегии.
Размещение ссылок и регулярные работы по контролю ссылочного профиля и фильтрация:
Поиск площадок.
Пред-фильтрация, оценка доноров.
Контроль размещения и пост-фильтрация качества.
Увеличение числа и числа типов ссылок.
Сервисы, позволяющие существенно облегчить работы по анализу и контролю качества ссылочного профиля: Пиксель Тулс, Ahrefs, SeoPult, DriveLink.
Самые большие проблемы SEO-специалиста в 2017 году:
Высокий процент фильтрации ссылок отделами антиспама поисковых систем (Непот-фильтр и его аналог в Google).
Низкое качество ссылочных доноров в биржах.
6. Аналитика по проекту, анализ динамики и выдачи
Одна из ключевых задач при проведении любой рекламной кампании — расчёт и регулярных контроль достигнутых KPI (ключевых показателей эффективности) и оценка рентабельности инвестиций. В рамках данного этапа целесообразно решать и задачи по оценке конкурентов, их успехов, неудач и динамику показателей.
Основные потребности:
Съем позиций и видимости проекта.
Анализ трафика с учётом сезонности и связь динамики с событиями на сайте.
Анализ конкурентов и их динамики.
Аналитика апдейта / пост-апдейтная аналитика.
Поиск и конкретизация точек роста трафика.
Рис. 7. Анализ силы и типа обновления выдачи Яндекса в Пиксель Тулс.
Комплекс инструментов, позволяющих частично автоматизировать этап: SeoPult, Топвизор, Allpositions, апометр в Пиксель Тулс.
7. Санкции и «небольшие пост-фильтры»
Всего известно более 20 различных типов санкций в Яндексе и Google, каждая из которых направлена на неестественные (накрученные) значения у той или иной группы факторов ранжирования или явный обман поисковой системы / пользователя.
Под словом санкции не обязательно скрывается «ужасное наказание», которое может угрожать и доходности бизнеса, который стоит на ним. Часто, это не такое уж и большое понижение (пост-фильтрация) позиций документа в результатах выдачи по запросу на 5-20 пунктов.
К наиболее популярным из подобных (небольших) понижений относятся: фильтр «Переоптимизация» и новый алгоритм Яндекса «Баден-Баден». А к задачам SEO-специалиста:
Анализ запросов, документов и всего сайта на наличие санкций.
Формирование плана действий и сами работы по снятию санкций.
Устранение причин применения фильтров с дальнейшей фиксацией положительной динамики позиций / трафика.
Рис. 8. Комплексная диагностика документа на наличие нескольких типов санкции в Яндекса с помощью инструмента.
Сервисов, которые позволяют автоматизировать диагностику на фильтры не так уж и много:
В попытках автоматизировать процесс улучшения поведенческих факторов — требуется максимальная осторожность. Любые действия, направленные на попытку накрутить поведенческие факторы на выдаче (кликовые) — караются Яндексом максимально сильно! Грозит практически полная потеря поискового трафика на срок от 7 месяцев (на практике — до 12-14 месяцев, целая вечность). В ТОП, как правило, остаются только навигационные запрос (название бренда, доменное имя и подобные).
Рассмотрим «белые» методы работы с поведенческими факторами. К числу задач можно отнести:
Анализ выдачи, сниппета и показателей CTR (кликабельности / привлекательности). Работы по улучшению кликовых поведенческих факторов.
Анализ поведения пользователей на сайте. Поиск URL, которые плохо решают задачу пользователя.
Анализ интента (потребности) пользователя по запросу. Удовлетворение потребности на сайте.
Рис. 9. Сравнение показателя CTR на выдаче Яндекса для проекта и среднего CTR для сайтов на данной позиции по фразам данной длины (в словах) с помощью инструмента в Пиксель Тулс.
К числу сервисов, который позволяют кратно ускорить процессы по улучшению поведенческих факторов относятся: Яндекс.Метрика, Google Analytics, AskUsers, Пиксель Тулс.
Выводы
Без освоения современных сервисов автоматизации процесса SEO — трудно показать высокий результат и качественно проводить работы по оптимизации по широкому пулу поисковых запросов.
Инструментарий SEO-специалиста существенно расширился и развился в последние несколько лет. Данная тенденция связана с ростом числа и сложности задач, которые необходимо решить для продвижения сайта в поиске.
Значимая часть задач по SEO может быть полностью или частично автоматизирована. Для повышение качества работ и увеличения скорости решения задач SEO-специалисту требуется производить регулярное тестирование нового инструментария и его освоение.
Планы у SEMrush не менее чем амбициозны, они стремятся сделать так, чтобы сервис стал
Комментарии: 1
Марина Колесник
Отличная статья! Хотя, как по мне, сегодня без автоматизации в SMM далеко не продвинешься. Потому что нужно много времени этому уделять.
Ну разве можно раскручивать сайт исключительно ориентируясь на трафик из поисковиков? Сегодня едва ли не половина пользователей приходят на сайт из соцсетей. В свете того, что времени нет, приходится всё автоматизировать.
В качестве примера автоматизированных сервисов мониторинга могут быть Quicksprout.com и IQBuzz.
Quicksprout позволяет мгновенно, бесплатно и без регистрации проверить юзабилити сайта: его отображение на ПК, планшете и смартфоне, скорость загрузки, количество проиндексированных страниц и ссылок на сайт. Еще одна возможность сервиса — поиск упоминаний в таких соцсетях как Twitter, Facebook, Linkedin, Google+, Pinterest и получение некоторых рекомендаций по поисковой оптимизации.
Среди платных сервисов стоит отметить IQBuzz. Это автоматизированная система мониторинга репутации в сети. Он умеет не только находить упоминания о компании, но и определять негативные, положительные или нейтральные отзывы о вашей компании.
Отличная статья! Хотя, как по мне, сегодня без автоматизации в SMM далеко не продвинешься. Потому что нужно много времени этому уделять.
Ну разве можно раскручивать сайт исключительно ориентируясь на трафик из поисковиков? Сегодня едва ли не половина пользователей приходят на сайт из соцсетей. В свете того, что времени нет, приходится всё автоматизировать.
В качестве примера автоматизированных сервисов мониторинга могут быть Quicksprout.com и IQBuzz.
Quicksprout позволяет мгновенно, бесплатно и без регистрации проверить юзабилити сайта: его отображение на ПК, планшете и смартфоне, скорость загрузки, количество проиндексированных страниц и ссылок на сайт. Еще одна возможность сервиса — поиск упоминаний в таких соцсетях как Twitter, Facebook, Linkedin, Google+, Pinterest и получение некоторых рекомендаций по поисковой оптимизации.
Среди платных сервисов стоит отметить IQBuzz. Это автоматизированная система мониторинга репутации в сети. Он умеет не только находить упоминания о компании, но и определять негативные, положительные или нейтральные отзывы о вашей компании.