Книга канадского типографа, поэта и историка искусства Роберта Брингхерста «Основы стиля в типографике» — это наиболее фундаментальное и авторитетное исследование типографики за последние годы.
Она была впервые написана в 1992 году и с тех пор выдержала несколько переизданий на английском, была переведена на греческий и итальянский языки, а теперь вышла и на русском.
Эта книга сразу стала профессиональным бестселлером и остается им в мире англоязычной типографики до сих пор. Ее авторитет был признан в типографическом сообществе как приверженцами классики, так и сторонниками авангарда. В 1996 году книга была переработана и существенно расширена.
Настоящее издание — перевод пятой версии второй редакции, доработанной и законченной автором в 2002 году.
Истинное откровение возникает только через упорную концентрацию на одинокой проблеме.
В типографике есть два рода смысла:
- Визуальный смысл.
- Смысл исторический.
Визуальная сторона типографики всегда на виду. История развития шрифтовых форм и их применения очевидна только для тех, кто имеет доступ к древним манускриптам.
Эта книга больше, чем краткое руководство по этикету типографики, она является карманным путеводителем по действующих в этой области экологических принципах. Принципы типографики — не набор мёртвых условностей, а законы племён.
Тема этой книги — старые наезженные дороги в самом сердце традиции, по которым мы можем идти и сворачивать с них когда вздумается, только если знаем что эти пути есть и знаем куда они ведут.
В этой свободе нам отказано, если традиция неизвестна. Самобытность ограничено если дорога к прежним открытиям отрезана.
Смело нарушайте правила, но красиво. обдуманно и уместно. В конце концов, правила существуют для того, чтобы их нарушать.
Шрифтовые формы изменяются постоянно, но различаются очень мало. Принципы ясности в типографике почти не изменились со второй половины XV века, когда появились первые книги, напечатанные антиквой.
Большинство принципов восприятия текста были известны и применялись еще египетскими писцами, которые писали иератическим шрифтом тростниковыми перьями на папирусе в 1000 году до н.э. Образцы их работы, сохранившие живость и абсолютную ясность через 30 веков после того как они были написаны, можно увидеть в музеях Каира, Лондона и Нью-Йорка.