Правовые принципы участия родителей в политике образования
В широком смысле политики образования участие родителя может происходить в разных формах. Одна форма участия основывается на концепции родителя-потребителя образования и осуществляется посредством мониторинга стратегий и программ государственного образования, а также контроля обеспечения качества образования. Эту форму мы будем называть участием в реализации политики образования. Другая форма участия основывается на концепции родителя-заказчика образования и реализуется посредством участия в определении целей и ценностей образования, формулировании стратегий образования, а также в выборе учебных программ. Эту форму участия мы будем называть участием в формировании политики образования или участием в политике образования.
Данное исследование проведено в рамках проекта «Эффективное участие родителей в политике образования» при финансовой поддержке Фонда Балтийско-американского партнёрства. Концепция исследования является результатом групповой работы Сергея Танцорова, Бронислава Зельцермана и Елизаветы Кривцовой.
Список сокращений и используемой литературы
Сокращения
ВДПЧ — Всеобщая декларация о правах человека
ЕКПЧ — Европейская конвенция прав человека и основных свобод
ЕСПЧ — Европейский суд по правам человека (Страсбург)
МПЭСКП — Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах
ДПР — Декларация ООН о правах ребёнка
КПР — Конвенция о правах ребёнка
Нормативные акты
Всеобщая декларация о правах человека, 1948 г.
Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года.
Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах, ООН 1966, Латвия ратифицировала в 1992
Международный пакт о гражданских и политических правах, ООН 1966, Латвия ратифицировала в 1992 году
Декларация ООН о правах ребёнка, ООН 1959
Конвенция о правах ребёнка, ООН, 1989, Латвия присоединилась 1992
Европейская конвенция прав человека и основных свобод 1950, обязательна для Латвии с 1997
Протокол к ЕКПЧ 1952, обязателен для Латвии с 1997.
Council Directive 2000/43/EC of 29 June 2000 implementing the principle of equal treatment between persons irrespective of racial and ethnic origin
Izglītības likums (pieņemts 29.10.1998., stāvoklis uz 27.02.2004)
Vispārējās izglītības likums (pieņemts 10.06.1999., stāvoklis uz 12.06.2005)
Bērnu tiesību aizsardzības likums (pieņemts 19.06.1998., stāvoklis uz 17.03.2005)
Imigrācijas likums
MK Noteikumi par valsts vispārējās vidējās izglītības standartu № 463, 2000
Izglītības un zinātnes ministrijas 2001.gada 26.marta rīkojums Nr.178 ar grozījumiem 2005.gada 3.februāra rīkojumā Nr.79
Bayerisches Gesetz über das Erziehungs- und Unterrichtswesen, 2000, Stand Juli 2005
Schulgesetz für Baden-Württemberg, 1983, Stand Oktober 2005
Code de l`education, 15 juin 2000 (parti Législative)
Basic Education Act (Finland), 628/1998, Amendments up to 1136/2004
Литература
J.Habermas, Die Einbeziehung des Anderen, Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1996
Halinen Irmeli (Finnish National Board of Education)// International Seminar «Finland in PISA-studies» 10.-11.10.2005 Helsinki, Finland, http://www.oph.fi/info/pisahelsinki/lectures/index.html
Hodgina R., Ņūvels P., Konvencijas par bērna tiesībām ieviešana praksē. Rokasgrāmata, UNICEF: 2002, 405.lpp
Коэн Дж.Л., Арато Э., Гражданское общество и политическая теория, Москва, 2003
Maurer H., Staatsrecht I, § 7 Die verfassungsrechtlichen Grundentscheidungen für die Demokratie und Republik, S.188, 206ff, München, 2003
Meiere S., Par sabiedrības ietekmi uz publisko tiesību subjektiem un to lēmumiem// Jurista vārds, 13.02.2001, 20.02.2001
Уортман Р.С., Властители и судии. Развитие правового сознания в императорской России, М. Новое литературное обозрение, 2004
Wolff/Bachof/Stober Verwaltungsrecht, 5.Aufl., München: Beck, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.eurydice.org/
http://www.oph.fi/
Введение
Теоретические положения
Целью настоящего исследования является формулирование правовых принципов, лежащих в основании права участия родителей в политике образования, анализ существующих прав и фиксация проблемных мест латвийского законодательства. Эта цель определяет выбор теоретических положений, положенных в основу исследования.
Право участия родителей основывается, во-первых, на принципе демократии. Это означает, что интересы родителей как прямых и косвенных адресатов закона должны быть учтены при формировании политики образования и принятии нормативных актов. «Демократию нельзя понимать лишь формально и технически, редуцировав её к решению большинства в парламенте. Такое понимание ведёт лишь к иллюзорной власти народа. Материальным условием демократии является наличие условий для полноценного обсуждения и согласования разных интересов. При этом меньшинство должно иметь реальный шанс высказать свои аргументы таким образом, чтобы они могли повлиять на процесс принятия решения».1 Демократия может быть реализована в различных формах в зависимости от логики действия координационных механизмов разных сфер деятельности.2 На уровне страны демократия может быть представительной, но на уровне самоуправления или школы, возможны и прямые формы демократии. Принимая во внимание требование эффективности, в экономической сфере демократия должна принимать другие формы, чем в политической сфере. Сфера образования тоже может накладывать определённые требования к демократизации.
Во-вторых, право участия родителей в политике образования основывается на принципе гражданского общества. Идея гражданского общества указывает на нормативное содержание демократии и на необходимость участия избирателей, не только в процедуре легитимации власти, но и в обсуждении и решении текущих политических вопросов. Тем самым демократия понимается как демократия участия, а не элитарная демократия. Избиратели понимаются не только как потребители, но и как заказчики политики.3 Современная теория гражданского общества связана с дискурсивной этикой, утверждающей нормативную необходимость и эмпирическую возможность демократизации. Следуя идеям Руссо и Канта, дискурсивная этика понимает демократию как ситуацию, в которой адресаты права могут быть одновременно описаны как его авторы.4 Для реализации этого постулата должен быть определённым образом организован процесс достижения общего согласия. Этим процессом является симметричная, взаимная и рефлексивная дискуссия в рамках гражданского общества. В центре институтов гражданского общества стоит сфера общественной коммуникации и добровольных ассоциаций.
В-третьих, права участия роди;телей в политике образования основано на принципе прав человека. Концепция основных прав человека исходит из того, что права присущи человеку уже потому, что он является человеческим существом, то есть это естественные права человека. Эти права приобретаются в силу рождения и являются условием реализации человеческого достоинства, присущего каждому. Образование ребёнка играет существенную роль в развитии личности, поэтому права человека должны применяться к области образования. Закрепление основных политических и коммуникативных прав являются условием для свободной дискуссии и эффективности гражданского общества в отношениях с государством.
Часть I. Родители и образование. Cубъективные права.
Эта часть посвящена анализу латвийского права и обязательного для Латвии международного права. Сначала рассматриваются права, провозглашенные на уровне международных правовых актов и конституции ЛР, при отсутствии конституционного регулирования также законы.
Основные права родителя
Права родителей и детей упоминаются во многих международных документах, принятых в рамках ООН и Совета Европы — Декларация прав человека (ООН)5, Международный пакт об экономических и социальных правах (ООН)6, Конвенция о правах ребёнка (ООН)7, Европейская конвенция прав человека (Совет Европы)8. К вопросу прав родителей обращался и Европейский суд по правам человека, чья судебная практика является обязательной для Латвии. Право Европейского Союза касается образования в основном относительно равного доступа граждан ЕС к образованию в стране участнице. В остальном компетенция ЕС не распространяется на область образования, оставляя это в компетенции национальных государств. Основными законодательными актами ЛР, регулирующими школьное образование являются закон об образовании9 и закон общего образования10. Напротив, Закон о правах ребёнка11 не содержит специальных прав в области образования и прав соучастия. Кроме того, объем прав, предусмотренных этим законом нередко уже международных и даже конституционных требований. Поэтому закон о правах ребёнка практически не отражен в исследовании.
С точки зрения законодательной техники права человека имеют достаточно широкую формулировку, необходимую для закрепления принципов. Поэтому конкретизация этих принципов должна осуществляться в законах. Тем не менее закреплённые в конституции и международных документах права человека имеют прямое применение. Права человека в романо-германской или континентальной системе права обязывают публичные органы (государственные учреждения, самоуправления, юридические лица публичного права). Прямое применение прав человека в частном праве является исключением, которое должно быть особо оговорено законом. В случае возникновения спора о соответствии практики публичных учреждений правам человека вопрос рассматривает суд. Если спор касается соответствия правам человека закона, то вопрос рассматривает конституционный суд.
Права ребёнка
В основе прав родителей и полномочий государства лежат права ребёнка. Субъектом прав человека является любой человек с момента его рождения. Однако в силу возраста он не всегда способен самостоятельно реализовывать свои права. Правоспособность наступает с момента рождения (в отдельных случаях и с момента зачатия), а дееспособность приобретается постепенно и связана с наступлением определённых условий. Распространённое мнение, что ребёнок становится дееспособным только с достижением совершеннолетия, является неверным. Совершеннолетие связано с наступлением полной дееспособности, однако частичная дееспособность наступает гораздо раньше и определяется не только формальными критериями (7, 14 или 16 лет), но и уровнем зрелости ребёнка, его способностями к пониманию и оценке последствий.
Политика образования является достаточно сложной областью. Кроме пожеланий самого ребёнка при принятии ответственного решения должны быть учтены тенденции развития общества, проект будущего, способности ребёнка. Поэтому многие решения за ребёнка принимают его родители и государство. Чем младше ребёнок, тем больше решений принимают представители его интересов.
Принцип сотрудничества
Основные принципы представительства интересов ребёнка закреплены в конституции и международных правовых документах, в соответствии с которыми родители несут основную ответственность за образование ребёнка. Реализовать эту ответственность родитель может только в том случае, если у него есть соответствующие права влиять на образование, которое получает ребёнок.
Родители являются естественными представителями ребёнка. Ст.5 Конвенции о правах ребёнка утверждает принцип уважения к ответственности, правам и обязанностям родителей «управлять и руководить ребёнком в осуществлении им признанных настоящей конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребёнка». Ст.18 Конвенции о правах ребёнка подтверждает, что «родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
Существенным ограничением этого права является обязательное основное образование, которое должно обеспечивать государство. Ответственность и родителя, и государства охватывает всю сферу образования. Родитель несёт ответственность за образование его ребёнка, государство несёт ответственность за систему образования в целом, в том числе и за то, чтобы каждый ребёнок получил образование. За отдельного ребёнка ответственность несёт и родитель, и государство. Поэтому основным принципом взаимоотношений является сотрудничество родителей и государства.
Права человека
Как уже указывалось в предыдущем параграфе, права в области образования являются не просто техническими правами, обеспечивающими функционирование системы образования, но и имеют измерение прав человека. На уровне конституции и международных документов о правах человека права родителей специально не формулируются, но являются частью других прав. К правам родителей имеют отношение право на семейную жизнь, свобода совести, принцип демократии, право на равное отношение и недискриминацию. Специально к образованию относятся право доступа к образованию, право выбора школы. Отдельно права родителей сформулированы в Конвенции прав ребёнка.
Право на семейную жизнь
Свобода совести
Ст.10 Закона об образовании предусматривает, что система образования обеспечивает свободу мировоззрения. Учащиеся по своему выбору осваивают христианское учение или этику, или же христианское учение и этику одновременно.
В широком смысле свобода совести означает, что в школе ребёнок может придерживаться религии и убеждений своей семьи, более того, родители имеют право на уважения их убеждений в планировании образовательного процесса. В соответствии с интерпретацией ЕСПЧ уважение убеждений родителей является позитивной обязанностью государства, объём этой обязанности больше, чем просто «принимать во внимание».15 То есть родитель имеет право определять основополагающие вопросы образования. Однако вопрос, каким должен быть объём этого права остаётся открытым.16 Как правило свобода совести в образовании реализуется через требование плюрализма по отношению к содержанию образования (мировоззренческий нейтралитет школы), информация или знания, фигурирующие в программе должны быть освещены объективно, с учетом критики и плюрализма мнений, кроме того детям должны быть даны способы работы с разными мнениями и представлениями. Федеральный конституционный суд Германии заключил, что публичное образование должно соответствовать принципам толерантности и нейтралитета, быть свободным от индоктринации.17 В соответствии с судебной практикой Европейского суда по правам человека статья 2 протокола к ЕКПЧ не препятствует государствам включать в обязательное образование или обучение информацию или знания, имеющие прямо или косвенно религиозный или философский характер. Без этого образование или обучение подверглось бы риску оказаться неосуществимым.18 Уважение к философским убеждениям родителей не является абсолютным, убеждения не защищаются, если они не совместимы с достоинством личности и не достойны уважения в демократическом государстве. Язык обучения не входит в понятие философских и религиозных убеждений в значении статьи 2 протокола к Европейской конвенции по правам человека.19 Вопросы языка преподавания должны решаться в рамках прав этнических меньшинств.
В узком смысле свобода совести в образовании относится к решению родителя об участии ребёнка в религиозном предмете. Подход государства к религиозным вопросам может быть очень различным. В Латвии родитель имеет право выбора между этикой или христианским учением. В Германии на уровне конституции закреплено право религиозных сообществ на преподавание религии в публичной школе. Религиозный предмет должен быть обязательным. Родитель, исходя из своих религиозных убеждений, решает, на какой предмет будет ходить ребёнок. Напротив, во Франции, где конституцией установлен светский характер публичного образования, религиозный предмет не является обязательным. Более того, в публичных школах религиозное образование может быть дано только вне учебного расписания (Кодекс образования L 141-4), а в частных школах религиозное образование должно быть факультативным (L 141-3)
Принцип демократического участия
Право демократического участия в политике образования позволяет реализовать права и ответственность родителей за образование их детей:
Кроме нормативных документов, партнёрство с родителями как приоритетное направление политики образования упоминается в резолюциях международных конференций ЮНЕСКО. Поскольку образование является не единственным средством обучения жить вместе, его совершенствование требует вклада не только школы, но и всех заинтересованных сторон. Соответственно, это подразумевает установление и укрепление истинного партнерства со всем обществом: преподавателями, общинами, семьями, экономическим сектором, средствами информации, НПО, а также интеллектуальными и духовными деятелями. (Международная конференция по образованию, 46-я сессия, 2001 г.) Мы вновь подтверждаем важнейшее значение образования в нашей национальной политике развития. ... Мобилизация эффективных альянсов в интересах качественного образования для всей молодежи среди социальных партнёров недостаточна. (Международная конференция по образованию, 47-я сессия, 2004 г.) Необходимость увеличивать соучастие социальных партнёров упомянута также в Декларации тысячелетия ООН20 — Мы преисполнены решимости ... укреплять потенциал всех наших стран для претворения в жизнь принципов и практики демократии и уважения прав человека, включая права меньшинств ... Коллективно добиваться большей открытости политических процессов, создавая условия для подлинного участия в них всех граждан во всех наших странах; Даккарские рамки действий, принятые на прошедшем в рамках ООН Всемирном форуме по образованию (2000), ставят перед правительствами и обществом цель обеспечить заинтересованность и участие гражданского общества в формулировании и мониторинге стратегий образования, разрабатывать системы руководства и управления образованием, основанные на учете потребностей, широком участии и подотчетности. Эти документы могут быть полезны для интерпретации права на демократическое участие.
По своей природе право соучастия требует законодательного закрепления механизмов соучастия, то есть того, где и как это право может быть осуществлено. Закон об образовании в ст.21 подтверждает, что общество, а значит и родители имеют право участия в политике образования — общество участвует в организации и развитии образования, в том числе способствуя улучшению качества образования, создавая программы образования, защищая права и интересы учащихся и учителей. Органы государства и самоуправления предоставляют ... необходимую информацию, консультации и методическую помощь. Подробный анализ механизмов соучастия будет дан в последующих главах, а здесь мы рассмотрим типологию форм участия. С правовой точки зрение соучастие может происходить в трёх основных формах:
1) Принятие решения. Объем права принятия решения может включать право голоса и право вето.
2) Учёт мнения. Право на учёт мнения может иметь форму инициативы и реагирования. Право инициативы означает право вносить предложение, по которому должно быть принято решение. Реагирование право высказать мнение на предложение органа, принимающего решение и обязанность принимающего решение выслушать и учесть это мнение. В случае, когда учреждение имеет свободу выбора, позиция родителей становится релевантным обстоятельством при оценке необходимости, пропорциональности и соразмерности решения.21 Если предложение субъекта права соучастия отвергается, то отказ должен быть обоснован. Решение может быть оспорено в случае отсутствия или недостаточности обоснования.
3) Высказывание мнения. Этой форме соучастие соответствует право свободы слова, не влекущее за собой обязанность органа, принимающего решение, учитывать мнение заинтересованных сторон. реализуется исключительно Эта форма соучастия реализуется через политические механизмы.
Право на образование
Ст.3 Закона об образовании не совсем обоснованно сужает круг субъектов права на образование, гарантируя его гражданам, негражданам Латвии, иностранцам, имеющим постоянный вид на жительство, а также гражданам Евросоюза, имеющим временный вид на жительство. Таким образом, из права на образование исключается дети лиц граждан трретьих стран, имеющих временный вид на жительство. На получение же постоянного вида на жительство у гражданина третьего государства может уйти до 10 лет.23
Равноправие и недискриминация
Все права, связанные с образованием и прежде всего право доступа к образованию должно осуществляться в соответствии с принципом равенства и недискриминации.
а) прямая дискриминация имеет место, когда на основании расового или этнического происхождения обращение с неким лицом менее благоприятно в сравнении с другим лицом, которое оказывается, оказалось или могло оказаться в сходной ситуации.
б) косвенная дискриминация имеет место, когда формально нейтральные правила, критерий или установленный порядок ставят лицо определенной расы или этнического происхождения в особо неблагоприятное положение по сравнению с другими лицами, если только указанные правила, критерий или установленный порядок не являются объективно оправданными законной целью, и средства ее достижения являются надлежащими и необходимыми.
в) Оскорбление считается дискриминацией, когда имеет место недопустимое поведение, связанное с расовым или этническим происхождением, целью или результатом какового является попирание достоинства некоего лица, или же создание вокруг него пугающей, враждебной, оскорбительной и унижающей обстановки
Право выбора школы
Из права выбора школы следует, что государство должно обеспечить несколько типов образовательных программ и не должно существовать обязательной привязки ребёнка к тому или иному учебному заведению. Право выбора основывается на концепции родителя потребителя образовательных услуг, выбор осуществляется среди разработанных образовательных моделей, представленных в стране. Право выбора учебного заведения не включает в себя право требования на создание или сохранение школы определённого типа. Влияние на такие вопросы возможно лишь в рамках права на демократическое соучастие.
Право выбора учебного заведения может быть ограничено определёнными условиями приёма, например наличием определённых способностей или уровня успеваемости. Эти условия должны быть объективными, то есть средства для достижения легитимной цели должны быть необходимы и пропорциональны, а результат соразмерен принципу прав человека. Кроме того условия отбора должны быть прозрачны и недискриминационны.
Другое направление осуществление выбора типа школы являются частные школы или образование в семье. Частные школы должны соответствовать лишь минимальным требованиям целей образования, установленных государством. В остальном частное учебное заведение само определяет цели и содержание образования. Взаимоотношения государственного и частного образования может быть построено на разных принципах, начиная с ограничительных мер и заканчивая государственным субсидированием. В латвийском законодательстве не закреплены особенные приоритеты по отношению к частным учебным заведениям. На конституционном уровне этот вопрос не регулируется, а законодательное регулирование очень лаконично. Ч.3 ст.23 закона об образовании говорит, что частные учебные заведения учреждают, реорганизуют и ликвидируют юридические и физические лица, ч.1 ст.22 — частные учебные заведения функционируют основываясь на данном законе. Конституционный суд Латвии в решении об условиях государственного финансирования частных школ26 указал, что из ст.112 конституции вытекает обязанность государства контролировать, чтобы образование, получаемое в частных учебных заведениях, было равноценно образованию, которое обеспечивается в государственных школах. В соответствии с законом об образовании свобода частных учебных заведений ограничена необходимостью выполнять образовательный стандарт. Таким образом, государственный стандарт находится полностью в компетенции государства, независимо от того, какую школу — публичную или частную выбрал родитель, на уровне образовательного стандарта он не имеет права выбора, выбор возможен только на уровне учебных программ.
Возможность судебной защиты
Необходимо отметить, что конституционные права обеспечивают только самый общий масштаб соучастия родителей. Права влиять на конкретные вопросы политики образования должны быть закреплены на законодательном уровне. Этим объясняется самоограничение ЕСПЧ в вопросе того, что определение и устройство программы обучения относится по общему правилу к компетенции договаривающихся государств.
Вопрос об устройстве программы обучения рассматривал Федеральный конституционный суд Германии.27 Родители учащихся выступили против образовательной реформы в высших классах гимназии, сославшись на закреплённые в конституции общую свободу личности, равноправие, права родителей, обязанность государства осуществлять надзор за школами и свободу выбора профессии. Однако Суд определил, что конституция не содержит положений для педагогической оценки школьной системы. Конституция не задаёт каких-либо критериев устройства школьной системы, содержания и дидактики учебных программ. Различие мнений о том, как добиться лучшего качества образования28 не достигает уровня вопроса о конституционных правах. Этот вопрос находится в компетенции федеральных земель и должен быть урегулирован в законодательном порядке. Конституционный суд должен вмешиваться только, если возможности родителей ограничиваются в недопустимой мере, например, если используемые средства совершенно не подходят для достижения целей образования или если цели образования установлены очень узко, таким образом, выхолащивая право родителя на соучастие в определении образовательной траектории его ребёнка. Из конституционного права родителя на выбор школы не вытекает обязанность государства создавать школы соответствующие пожеланиям родителей. Принимая во внимание многообразие родительских представлений об образовании, это было бы просто невозможно реализовать на практике. Указывая на то, что вопрос об организации образования, содержании и дидактике учебных программ относится не столько к конституционному, сколько к законодательному уровню, а также, что государственное регулирование образования является не только сервисом, но и ограничением прав родителей, суд указал на минимальные требования к закону. Законом должно быть урегулировано:
Резюмируя вышесказанное, отметим, что права человека гарантируют право родителей на соучастие в политике образования, но право непосредственного обжалования политических решений в суде ограничено. Прямая отсылка к конституции оправдана прежде всего для признания недостаточности закреплённых в законодательстве прав, а также для интерпретации законодательных положений в духе конституции и международных правовых документов.
Ограничения прав родителей. Полномочия государства
Начиная с эпохи Просвещения, государство занимается вопросом образования и создаёт публичные школы. Современное государство осуществляет всеобъемлющее регулирование и контроль школьного образования.30 Правовым основанием образовательной деятельности государства является реализация интересов ребёнка, а именно интерес включения в жизнь общества и самореализации.
Как международные документы, так и латвийская конституция провозглашают обязательность и бесплатность основного, а также бесплатность среднего образования. Родителям это даёт право требовать, чтобы государство поддерживало функционирование образовательной системы. Одновременно обязательное образование является серьёзным ограничением свободы родителей. В область родительских прав не входит решение по вопросу, будет ли ребёнок получать основное образование. Возможность выбора появляется только на уровне среднего и высшего образования. Принимая этот принцип, политика образования заключается в определении того, какое образование будет получать ребёнок, а также устройство системы учебных заведений.
Как указывалось выше право родителя и право государства имеют одинаковый ранг. Это означает, что государство не может осуществлять полный контроль над системой образования, исключив влияние родителя. С другой стороны, родитель не может отказаться от опеки государства над его ребёнком. Поскольку законодательно закреплена как ответственность родителя, так и ответственность государства, то возможно требование родителя к государству об обеспечении надлежащего образования, а также требование государства к родителю, чтобы ребёнок посещал школу, соблюдал правила внутреннего распорядка выполнял школьные задания. Ответственность государства распространяется на общий уровень, то есть на всю систему образования, а ответственность родителя — на частный уровень, то есть на образование своего ребёнка. За разработку политики образования отвечает прежде всего государство, а родитель может соучаствовать, если он считает, что решение частных вопросов невозможно без решения общих.
Принцип обязательности образования отражается и в законе. В соответствии со ст.58 ч.2 закона об образовании, родители ребёнка ответственны за то, чтобы их ребёнок получил обязательное образование. Чтобы конкретизировать ответственность родителя нужно понять, что означает «обязательное образование». Это обязанность обучаться вообще, освоить минимум установленных государством требований, освоить курс основной школы? Возможно, законодатель имел ввиду освоение курса основной школы. Однако надо учитывать, что норма относится и к частным школам, в которых учащийся обязан освоить только минимум установленных государством требований, а остальное — в соответствии с программой частной школы. Вариант обязанности обучаться вообще очень неопределён, к тому же в соответствии с конституцией именно основное образование является обязательным. Таким образом, эту статью надо понимать как ответственность родителей за то, что ребёнок освоит установленный государством минимум требований основного образования.
Однако такая интерпретация не может разрешить противоречия с вышестоящими нормативными актами, а именно с Конвенцией о защите прав ребёнка. Определённая законом ответственность уже, чем в конвенции ООН о защите прав ребёнка, которая определяет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка (ст.18). Ответственность родителя не сводится к получению образования ребёнком, но распространяется и на определение, каким это образование должно быть. Из этой ответственности следует не только право участия в реализации, но и в определении политики образования. Конвенция является для Латвии обязательной, а узкая формулировка закона противоречит нормам конвенции, поэтому в данном случае должна применяться более широкая формулировка конвенции.
Относительно природы прав родителя и государства стоит отметить, что права родителя — это политические и социальные права, которые, во-первых, обеспечивают общественную коммуникативную деятельность за счёт защиты от вмешательства государства, во-вторых, — возможность участия в управлении государством и сервисах, обеспечиваемых государством. Право государства определять воспитание и образование ребёнка является не свободой или возможностью, а полномочием. Государство обеспечивает образование, поскольку на конституционном уровне ему поставлена такая задача. В образовательной системе государство должно реализовать ценности и цели, закреплённые конституцией.
Цели образования
В отличие от XVIII века цели образования не сводятся к «преподаванию молодёжи полезных знаний»31, функции современного образования гораздо шире.
Международные документы так определяют цели образования:
Интересно также сравнить определение целей образования в других странах. В Германии общие рамки и цели школьного образования определяются свободой действий индивида, равноправием, свободой совести и свободой слова. Детально цели школьного образования закреплены в законодательстве федеральных земель. Общими для всех федеральных земель являются цели: передача знаний, воспитание социального поведения, образование ответственности и гражданственности. Эти цели соответствуют латвийскому законодательству. Гораздо интересней новые тенденции в определении целей образования. Так в последнее время к целям образования начинают причислять
Формулирование целей образования во Франции имеет стройную систему понятий, которой не хватает латвийскому регулированию, но по содержанию цели похожи на рассмотренные выше. В масштабах государства целью образования является обеспечение равенства возможностей(Кодекс образования L 111-1). В масштабах человека целями любого образования является (L 111-1)
К целям школьного образования кроме вышеперечисленного относятся (L 122-1):
Выводы
Право родителя принимать решения об образовании ребёнка основывается на правах человека, закреплённых в конституции и международных документах. Ребёнок является субъектом прав человека, а родители являются его представителями, они руководят ребенком в осуществлении его прав, с учётом его возраста и способностей. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Обязательность образования является существенным ограничением свободы родителей, ответственность за воспитание ребёнка ложиться и на государство. Из совместной ответственности за образование вытекает принцип сотрудничества как главный принцип взаимодействия государства и родителя.
Права родителей можно разделить на две группы: права пользования и права соучастия. К правам пользования относится доступ к образованию и контроль реализации государством целей и обеспечение качества образования. Права соучастия есть права родителей заказывать и самим определять, каким должно быть образование. По многим вопросам отдельный родитель не имеет права требования, тогда такой вопрос может быть решен в рамках соучастия и выдвижения коллективного требования.
Перечень прав, закреплённых в конституционном и международном праве:
Минимальные требования к образованию (в Латвии — государственный стандарт) находится в компетенции государства и является обязательным независимо от того, какую школу — публичную или частную выбирает родитель.
Право соучастия требует подробного законодательного регулирования, где и как родители могут соучаствовать. Теоретически возможны следующие формы соучастия:
1) Принятие решения.
2) Учёт мнения.
3) Высказывание мнение
Полномочия государства.
Государство имеет право требовать от родителя, чтобы ребёнок освоил установленный государством минимум требований основного образования. В образовательной системе государство должно реализовать ценности, закреплённые в конституции и международных правовых документах.
Часть II. Механизмы реализации права соучастия родителей
По своей природе право соучастия родителей в политике образования требует законодательного регулирования. В этой части работы анализируются законы, правила Кабинета министров и внутреннее нормативные акты, имеющие отношение к реализации права соучастия родителей. Для сравнения, какие возможны механизмы обеспечения прав родителей, дан обзор немецкого, французского, финского и шведского права. Немецкая правовая система и правовые институты исторически оказывают на латвийское право большое влияние. Поскольку область школьного образования Германии децентрализовано и основное регулирование происходит на уровне федеральных земель, в работе рассмотрены законы двух федеральных земель, а также практика федерального конституционного суда. В отличие от немецкого законодательства во Франции область школьного образования централизована и регулируется одним законом. Особый интерес Франция представляет в области законодательной техники, поскольку в 2000 году всё образовательное право было кодифицировано. Далее рассмотрено Финское право. Интерес к Финляндии вызван её высокими результатами в международном исследовании качества образования PISA35. Однако финское школьное образование децентрализировано до уровня самоуправлений, что затрудняет исследование законодательной базы. Поэтому наряду с финским законом об образовании в исследовании активно использовались данные Европейской комиссии по сравнению систем образования, а также информация Финского национального совета образования. В заключение сравнительной части рассмотрено право Швеции. Интерес к Швеции связан с тем, что в настоящее время в Швеции проводится эксперимент по увеличению роли родителей в области принятия решений политики образования.
Латвия
В Латвии формирование образовательной политики происходит в основном на уровне страны и уровне школы. На национальном уровне принимается образовательный стандарт, а на уровне школы учебная программа. Кроме этого есть ещё уровень самоуправления и уровень класса, но на этих уровнях законодательство не практически не предусматривает принятия решений политики образования.
Уровень страны
На уровне страны определяются основные цели и задачи программы общего образования и отдельных учебных предметов, обязательное содержание образования, принципы оценки учащихся (государственный стандарт, стандарты учебных предметов ст.14, 15 Закона об образовании, ст. 15, 16 Закона об общем образовании)
Решения принимаются в следующих формах:
Тем не менее, на национальном уровне действует Консультативный совет по вопросам образования национальных меньшинств. Совет создан распоряжением министерства.36 Распоряжение является внутренним нормативным актом и может быть принято, изменено или отменено без особых формальностей, поэтому это является надёжной гарантией прав участия. Кроме того необходимо указать и на низкий уровень законодательной техники этого распоряжения, что затрудняет использование и так слабо закреплённых прав. Тем не менее обратимся к его содержанию.
Консультативный совет по вопросам образования национальных меньшинств
Состав совета. Совет состоит из не более чем 30-ти человек — представители национально-культурных организаций, представители администраций учебных заведений национальных меньшинств, представители министерства и находящихся в его подчинении учреждений, представители ассоциаций, управ и других государственных, самоуправленческих и общественных организаций, заинтересованных в решении вопросов образования национальных меньшинств (п.4). В принципе участие представителей родительских организаций возможно как других общественных организаций. Правда, это должна быть специально созданная организация, школьные родительские комитеты или советы формально общественной организацией не являются. Члены совета выдвигаются соответствующими организациями и утверждаются министром образования. Надо заметить, что определение состава совета полностью зависит от министра — распоряжением определёно количество членов совета, но не установлены квоты от каждого субъекта, в том числе нет ограничений на представителей самого министерства. Такое определение состава не является демократическим, родители не имеют гарантий того, что их представитель попадёт в совет.
Компетенция совета. Целью совета является успешно реализовывать учебные программы для национальных меньшинств как составную часть единой системы образования и одновременно способствовать интеграции национальных меньшинств в латвийское общество и сохранению национальной идентичности (п. 1 распоряжения). Цель совета определена как участие в реализации политики образования, а не в определении политики. Однако в описании функций и прав появляется возможность интерпретации как участие в политике образования
Форма соучастия. У совета нет прав принимать решения, он является лишь консультативным органом. Участие совета в политике образования обеспечивается в форме реагирования. Повестку заседания разрабатывает секретарь — работник МОН, не подчиняющийся ни совету, ни его председателю. При этом обязанность министерства учитывать мнение совета не зафиксирована. Такое регулирование обеспечивает возможность министру запросить мнение совета, но не обеспечивает возможность совета инициировать обсуждение и требовать учитывать его мнение. Таким образом, права совета соответствуют самой слабой формой соучастия — высказыванию мнения.
Доступ к информации. Совет имеет право затребовать необходимую информацию от подразделений министерства, от учреждений, подчинённых ему, от других учреждений государства и самоуправления, а также от негосударственных организаций (п.3). Это право соответствует принципам, закреплённым в Законе об открытости информации и законе об образовании. Права, записанные в распоряжении, немного расширяют это право относительно внутренней информации госучреждений, а также информации от негосударственных организаций, включая коммерческие и общественные организации. Обязанность министра заранее предоставлять совету информацию о всех важных решениях, касающихся образования нацменьшинств в распоряжении не закреплена. Пункт 12 предусматривает возможность приглашения на совет экспертов и консультантов. Порядок назначения и приглашения экспертов не оговорен.
Уровень самоуправления
Самоуправление, согласовывая с МОН, учреждает, реорганизует и ликвидирует учебные заведения. (ст.17 Закона об образовании). Других существенных решений по определению политики образования самоуправления не принимают.
Уровень школы
Согласно ст. 9., 17, 18 Закона об общем образовании на уровне школы определяются:
Возможности для соучастия родителей определены на уровне совета школы.
Совет школы
Состав совета. В составе совета могут быть: руководитель учебного заведения, представители педагогов, самоуправления, учредитель учебного заведения, представители родителей и учащихся. Представители родителей должны быть в большинстве (ст.13 Закона об общем образовании). Способ формирования состава совета законодательно не определён. Соответственно это определяет директор, утверждая устав школы. Такой способ определения допускает произвол директора, что может иметь негативное влияние на представленность в совете различных позиций и на возможность критики работы директора.
Компетенция совета. Предложения по направлению деятельности школы и содержанию образовательных программ родители могут вносить в рамках предложений к плану развития учебного заведения. Возможностей влиять на учебные программы статья о компетенции совета школы не предусматривает. Хотя план развития учебного заведения скорее относится к пункту «направления деятельности учебного заведения», чем к «цели, задачи и содержание учебных программ», здесь возможна расширительная интерпретация, поскольку такое право однозначно закреплено ст.21 Закона об образовании, провозглашающую право соучастия общества в образовании, создавая учебные программы. Продолжая системную интерпретацию, надо отметить, что если программы созданы, то они должны быть где-то обсуждены и приняты к реализации, а это возможно только на уровне совета школы. Из этого следует право родителей не только создавать, но и обсуждать программы образования на школьном совете. Поэтому ст.21 Закона об образовании должна прямо применятся к компетенции совета школы. Кроме того серьёзное обсуждение программ невозможно без оценки реализации уже существующих программ, поэтому этот вопрос тоже должен входить в компетенцию совета. Однако абстрактное, требующее расширительной интерпретации регулирование компетенции является ненадёжной гарантией прав соучастия родителей.
Формы соучастия. Совет школы является консультативным органом, который разрабатывает предложения. То есть родители имеют право инициативы. Однако обязанность директора учитывать мнение совета в законе не закреплена. Эта обязанность не может быть выведена и из права родителей на воспитание своих детей, поскольку этот совет смешанный, а не чисто родительский. Права принимать решение совет не имеет. В целом форма соучастия не может быть признана удовлетворительной. Учитывая достаточно представительный состав совета, ему могло бы быть дано и право принимать решения. Таким образом, права совета соответствуют самой слабой форме соучастия — высказыванию мнения.
Доступ к информации. Ст.55 и 57 Закона об образовании предусматривает право родителей на получение информации в вопросах, связанных с образованием ребёнка и учащегося по всем вопросам, связанных с образованием. Эти права подтверждают закреплённое законом об открытости информации право получения информации ограниченного доступа, касающейся образовательного процесса. Обязанность администрации заранее предоставлять информацию о предстоящих решениях в законе не закреплена. Однако родители сами могут направить такой запрос, что обяжет администрацию регулярно предоставлять информацию. Непредставление информации не вы