На чем построен маркетинг Apple, или Третьим будешь?
Биологический папа Стивена Пола Джобса — араб сирийского происхождения. Арабы — превосходные торговцы. Как и их братья по крови и враги по вере — евреи. Джобс — хороший торговец. К 2007 году в мире 200 миллионов устройств работают под управлением iOS, из них 25 миллионов — iPad (1 и 2).
Но ничего гениального в деятельности Джобса нет. Вся мудрость стратегии Apple заключена в арабской (изначально персидской) поговорке: «То, что случилось однажды, может не повториться снова, но то, что случилось два раза, произойдет и в третий».
Выпуск новых гаджетов Apple построен на числе «3». Это очень интересное число. Тут и святая троица, и учение Пифагора, а в искусстве (литературном, театральном, киношном) есть правило трехтактной структуры: завязка, кульминация, развязка. В случае Apple можно говорить о правиле «третьей волны». Парадокс, но инновационным Эпл никогда не был. Напротив, компания всегда была догоняющей (в области смартфонов и планшетов). Ай-Телефон
Людям нравились дорогие телефоны Nokia серии 8800, и людям нравились КПК с сенсорным экраном от Glowfish, Acer, HTC и многих других, ныне канувших в лету (Palm). Вот кому обязан Джобс первыми двумя волнами в телефонном бизнесе. Те, кто мог дорваться до них, выбирали именно такие модели. Легко просчитать количество новообращенных гаджетоманов, ежегодное вовлечение в пирамиду консерваторов и выпустить двойной плюс — смартфон с сенсорным экраном, сопроводив выпуск мощной PR-кампанией.
Моду на дорогие телефоны создала Nokia 8800. И — вот засада! — пала первой жертвой айфона, пробив ему дорогу. Люди были готовы покупать просто телефон за 30−50 штук (особенно в России). Арте сапфир, luna gold (так вроде?) — где они? Ау! Испарились с прилавков в один момент.
Ситуация с КПК примерно такая же. Эти технические недоразумения так нравились гикам и технофилам. Оставалось только преподнести такой КПК в более понятной оболочке для массового пользователя, не желавшего тратить 90% времени на настройку гаджета, но мечтающего о возможностях мобильного компьютера размером с карман.
Кстати, айфоны не дорогие. Вы купили его за тридцатку, спустя год продали за 15 и снова купили за 15. 500 баксов за айфон — это нормально. Причем я говорю о покупке у наших жадных МТС, Билайн и Мегафон. Тогда как 8800 теряла в цене процентов 70 сразу после покупки. Планшеты
В 2007 году начались продажи первых UMPC. Многие уже и забыли этот подкласс мобильных устройств. Самая популярная модель Samsung Q1 была продана в количестве всего 150 000 устройств. Сравните с 25 миллионами айпадов!
Забавно выглядят сегодня пророчества аналитиков. Общая стоимость рынка нетбуков и UMPC в 2013 году составит около $ 27 млрд. А доля UMPC и MID составит 68%, к 2013 году они получат 68% рыночной доли, изрядно потеснив нетбуки. Но если понимать, что планшет — это и есть UMPC + MID, то все правильно.
Но волна UMPC, как и последующая волна нетбуков, дала необходимую маркетинговую информацию — людям нужен «огрызок» от полноценного компьютера. Они не хотят создавать контент на десктопах. Люди хотят потреблять. Тексты, видео, игры, музыку. Им плевать на неудобные клавиатуры — они не набирают «многобукаф». Людям плевать на мощность — они играют в казуальные флеш-игры, смотрят прикольные видео с Youtube и чатятся в «Одноклассниках».
Проект «Ipad», пожалуй, самый старый из существующих девайсов. Ему аж 22 года. Октройте журнал «Наука и Жизнь», 1988 год, 12 номер, на стр. 36, рубрика «Бюро иностранной научно технической информации». Читаем:
«КАКИМ БУДЕТ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР 2000 ГОДА?
Конкурс идей на эту тему провела американская фирма «Эппл», создавшая первые персональные ЭВМ в 1976 году.
В конкурсе победила группа студентов Иллинойсского университета. Победители представляют себе компьютер близкого будущего как коробку размером с толстую общую тетрадь. На одной стороне коробки — цветной экран на жидких кристаллах. Нет никаких клавиш или кнопок, кроме кнопки включения…".
А теперь окончание:
«Радиосвязь с системой навигационных спутников и с банком данных по транспорту позволит владельцу такой ЭВМ в любой момент узнать свое местонахождение на планете с точностью до нескольких метров и быстро рассчитать самый краткий и удобный маршрут в любую другую точку. А если такой компьютер похитят, можно будет тут же узнать, где он находится, послав в эфир свои личные позывные. Создание такого персонального компьютера не потребует новых крупных прорывов в технологии или научных открытий. Практически все необходимое для него уже существует».
Пройдет еще 20 лет, прежде чем «все необходимое» — покупатель — появится. iCloud
У вас есть домашний компьютер, рабочий ноутбук и смартфон. Вам нужно, чтобы определенные файлы всегда были доступны на всех устройствах. Да и было бы неплохо иметь копию на сервере. И чтобы вся эта машинерия синхронизировалась? Отлично — «облака» плывут к вам.
Именно так работает iCloud. Купили mp3 через iPad, а файл уже проигрывается в iPhone. Сфотографировали себя в зеркале посредством телефона, а фотка уже на десктопе Macbook.
Здорово? Только вот два вопроса к разработчикам. Во-первых, зачем? Во-вторых, почему так долго? Даже неторопливый Miscrosoft создал свой SkyDrive аж за три года. В 2008 появился, пожалуй, самый популярный файло-синхронизирующий сервис — DropBox. Но и эти два сервиса явились вслед за волной от Google. Конечно, Джобс ждал формирование инфраструктуры — mac, macbook, iphone, ipad, ipod, — но ведь сервисы конкурентов прекрасно работают в iOS. Все переносить, пересохранять, пересинхронизировать? Не слишком ли муторно для 21 века? Собственно, в чем проблема?
На презентации второго айпада Джобс сказал: «…Технологии неотделимы от гуманитарных наук — и это утверждение как никогда справедливо для устройств посткомпьютерной эпохи. Конкуренты пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях PC. Это не тот путь, который выбирает Apple — на самом деле, будущее за посткомпьютерными устройствами, которые проще и понятнее привычных PC…«
Тут у Эпл появляется проблема. Они не инноваторы. Они копипастеры и вылизыватели уже существующего. Доводители до ума (откуда пошла Mac OS?). Но если не появляется нового, то нечего доводить и нечего красиво презентовать. Когда исчезнут те, кто внедряет и создает новое (HTC, Nokia, Motorolls), исчезнет и Apple, как паразит умирает после смерти хозяина.
Но Джобс это понимает прекрасно. Его компания все больше и больше тратит на исследовательскую деятельность. Если в 2006 было 700 миллионов, то в 2010 затраты на разработку и инновации приблизились к 2 миллиардам.
Apple являет собой последнюю стадию технического изобретения — маркетинговую. Когда плевать на функции с инновациями, а потребны только громкие заявления: «Да здравствует посткомпьютерная эра!». Затраты на поддержание продаж выросли в компании с 2,5 до 5 миллиардов долларов за пять лет внедрения «айфонок» и «отпадов». Ради справедливости, отмечу, что сам глава Apple свою сегодняшнюю нишу «копипастера» осознает: компания много начинает тратить на исследования. Только не поздно ли? Вырвавшись вперед по финансовым показателям, Apple не может и не умеет предложить что-то новое
IT-новаторы — Nokia, Motorolla, Intel — достигли своего предела в рамках постиндустриальной экономики. На 2015 год был анонсирован, например, Nokia Morph. Дело не в том, что его создать просто невозможно. Проблема в абсолютной неизменности телефонов и компьютеров за последние 10 лет. Технологии за декаду нисколько не приблизились к созданию подобных устройств: с изменяемой формой, масштабируемым экраном.
Кирпич с кнопками или сенсором — вот и все. Это похоже на эволюцию автомобилей. Прошло более 100 лет, а они по-прежнему корыто на 4 колесах с вонючим двигателем внутреннего сгорания. Эволюция IT остановилась. Жаль.