Почему жива электронная почта и как относиться к прогнозам?
Лет пять назад было модно хоронить электронную почту. Десятки мессенджеров (ICQ, Jabber-клиенты, AIM) и социальные сети обещали стать «убийцами» email. Не сложилось. «Электропочта» живет, процветает, развивается и объединяется с «облачными» файлообменниками. Отследить историю сообщений в клиентах Яндекса и Google проще, нежели в мессенджере Вконтакте или Facebook, да и функциональности поболе будет.
Отчего же ошиблись аналитики-предсказатели тогда, пять лет назад? Ответ лежит в самом приговоре. Утверждалось следующее: «Молодежь практически не пользуется электронной почтой, предпочитая общаться в „аське“ (и ее аналогах) либо через социальные сети». Угу, молодежь. Молодежь — это хорошо, молодым везде у нас дорога. Только есть проблема. Молодость не вечна. Причем не вечна биологически и психологически. Сегодня молодой, завтра уже зрелый, послезавтра старый. Сегодня целуешься под дождем, завтра кутаешься в плед и ворчишь на погоду. Вот и переходит молодежь от «асек» к email.
Зная ошибочность предсказаний прошлых, новые прогнозы учишься принимать сдержанно. Без избыточного энтузиазма.
Растет армия пользователей планшетов и смартфонов. Растет мобильный трафик. Растет число тех, кто заходит в Интернет через приложения, а не браузер. По крайней мере, об этом начинают писать журналисты ИТ-изданий. Интересно. Отчасти действительно так. Тем более что экраны смартфонов уж точно не подходят для комфортного веб-серфинга. Да и планшетов тоже. Экран менее 13 дюймов я как считал неудобным, так и считаю. Но то для обычных интернет-страниц. В специальном приложении все выглядит изящней и приятней для глаз (читать/смотреть) и рук (скроллить/манипулировать).
Однако армия персональных компьютеров не становится меньше. Их реже покупают, но только от того, что уже закупились по полной программе на годы вперед. То же будет и с планшетами. И очень важно помнить, что планшет (равно, как и смартфоны с большим экраном) создан быть средством потребления контента (причем платного). Именно на это ставил Стив Джобс, выпуская iPad. На это надеются и владельцы Google, Samsung и других вендоров со своими «нексусами», «табами» и другими «пэдфонами» и «сюрфейсами». Ежели народ потреблять на коммерческой основе игры и приложение не начнет, то планшеты окажутся временными игрушками. В конце концов, нельзя же постоянно пялиться в виртуальную реальность. Даже самому оголтелому технофетишисту надоест! Тем более что каждая новая технология обещает чудо и всеобщее счастье (со времен изобретения радио так повелось), однако ни чудес в жизни больше не становится, ни объем счастья на душу населения не увеличивается.
Вот изобрела Nokia новую фотоматрицу для мобильников (поищите ради интереса Pure View финского производителя). 40 мегапикселей с настоящим трехкратным зумом (без всяких объективов, только за счет самой матрицы). Вот только… что снимать? Грязные улицы и унылые физиономии сограждан? Это я к тому, что уровень жизни одной части планеты мало зависит от уровня технологий в другой части нашего общего глобуса.
Есть и еще более забавное сравнение. Развитие средств домашнего кинопросмотра двигали очень особенные люди — любители порнографии. Именно они первыми закупались видеомагнитофонами и кассетами, потом DVD и плоскими телевизорами, потом FULL-HD плазменными панелями и BLU-ray проигрывателями. Все для того, чтобы повысить «эффект присутствия». На что один из авторов компьютерного журнала (года три назад это было) заметил, что эффект присутствия на оргиях под эгидой императора Калигулы пару тысяч лет назад был на порядок (порядки!) выше, нежели то, что может дать современная техника. Деградация, однако!
Вернемся к прогнозу о скорой победе мобильных приложений над сегодняшними веб-страницами. На сайте Facebook пока можно сделать намного больше, чем в приложении. Собственно, и у других соцсетей так же. Опять проходит дихотомия «потреблять-создавать». Сайт на компьютере для администратора (создателя контента), приложение на планшете для читателя (потребителя). Так что планшеты разве что опять доказали известное: большинство предпочитает, чтобы его развлекали. При том, что современные технологии позволяют даже фильмы снимать в домашних условиях! Но нет, не хотят. Как и во времена Калигулы.
Под конец сообщу об одном новом правиле, которое рекомендовал бы сайтостроителям (пока они еще востребованы). Правило это парадоксальное, но чертовски необходимое!
Неожиданно понял, что надо писать не только о том, что есть на сайте, но и о том, чего нет. Иначе тратишь время на поиск «черной кошки в темной комнате».
Простой пример. У МТС и Мегафона есть на сайтах ссылка на интернет-магазин. У Билайна нет. Как определить, что Билайн действительно сам не продает телефоны и модемы? Тем более что модемы операторов все же продает, но найти их не так-то просто.
Так что впишите в «тело» страницы информацию о том, чего у вас нет. Ведь сколько раз посетитель задается вопросом: «А нет ли у них???» И надо быстро ему ответить: «А нет!» Тем самым сэкономив ему время. А время — деньги. Ведь сегодня — молодой, а завтра…