Сибирские хаски. Как не любить вас, как не славить?..

Сибирские хаски… Удивительные существа. Кто хотя бы раз видел их, поймет меня — не влюбиться невозможно.

Что касается внешнего вида хаски, то в первую очередь поражают их неповторимые, небесно-голубого цвета глаза. При этом из-за окраса у них довольно свирепое выражение морды. А еще — в жизни они производят впечатление гораздо более мощного зверя, чем на картинке или в фильме…

Словом, если не акцентировать на ангельских глазах, сибирские хаски внешне не так далеко ушли от своего предка, волка. Этим родством, возможно, объясняются как выносливость, так и независимость хаски. Поэтому и голоса у них хриплые, сипловатые. Они, скорее, воют, чем лают.

Ученые полагают, что северные народы использовали собак в качестве средства передвижения на протяжении нескольких тысячелетий. Их приручили даже раньше, чем оленей! Так, например, неподалеку от озера Байкал, на скале Саган-Заба, в конце девятнадцатого века, благодаря научным экспедициям исследователя Н. Н. Агапитова, были обнаружены многочисленные наскальные рисунки, свидетельствующие о том, что на собаках там ездили еще 4 тысячи лет назад. А в начале 1990-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) петербургским исследователем Владимиром Питулько была обнаружена охотничья стоянка с остатками нарт, собачьей упряжи и с хорошо сохранившимися костями собак. По результатам радиоуглеродного анализа возраст этой находки около 8000 лет.

В конце XIX — начале XX века собак этой породы ввезли в Канаду и на Аляску, где с успехом использовали в гонках собачьих упряжек, а также как ездовых собак в поселках золотоискателей. Смешавшись с местными собаками индейцев Аляски, чукотские хаски образовали новую породу, первый стандарт которой зарегистрирован в 1930 году, а в 1938 открылся Американский клуб любителей сибирских хаски (Siberian Huskies). Порода появилась в Европе в 1950 году и была зарегистрирована в FCI в 1966.

Хаски — пес с характером, и далеко не каждому под силу справиться с ним. Несмотря на то, что эти собаки ездовые и бегают в упряжке, по своей сути хаски — одиночки.

Их невозможно полностью подчинить — хаски с трудом поддаются дрессировке (предполагают, что нет мотивации), стойко переносят голод и прочие лишения. Все, что хаски нужно для счастья, — это снега по колено до самого горизонта. Они любят простор и движение. В одиночку без какого-либо укрытия могут перенести лютую стужу, снежный буран и даже встречу с медведем. Однако плохо переносят жару. Им нелегко приходится в городе.

Одному моему знакомому хаски, Дайго, понадобилось два курса дрессировки, чтобы стать, по словам его хозяина, «адекватной городской собакой, не бросаться под машины и не убегать без оглядки на два километра». Например, занимавшемуся с ним параллельно щенку это не удалось.

А хозяева его сестренки по кличке Соба откровенно удивлялись, почти не веря в происходящее, когда она реагировала на их призывы и даже иногда подходила. Сейчас они часто ходят с Собой в походы по Крыму. Однажды она потерялась, пропала на трое суток, потом прибилась к группе туристов, где ее затем благополучно нашли. Радости хозяев не было предела. Когда мне рассказали эту историю, я представила, как же счастлива и довольна была собака, вновь воссоединившаяся со своими хозяевами. И тут же высказала эту мысль. На что мне просто ответили: «Да она еще не успела понять, что потерялась!»

Что удивительно, неукротимый дикий нрав и первобытные повадки не мешают хаски быть превосходными ездовыми собаками в суровых условиях Крайнего Севера.

Известно, что без ездовых собак вряд ли были бы возможны многие географические открытия и освоение человеком Арктики. Так, оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1907 Фредерик Кук, в 1909 Роберт Пири с их помощью достигли Северного полюса, Амундсен в 1911 году водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней. В России начиная со времен Великой Северной экспедиции, длившейся в течение десяти лет (1733−1743), принесшей государству, да и всему миру немало полезных открытий, и до 70-х годов нашего века ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без собачьих упряжек.

И хотя ездовые собаки не столь сильны, как олени, они более выносливы и лучше приспособлены к вечной мерзлоте. Российский этнограф Владилен Туголуков подсчитал по своим наблюдениям, что средняя скорость собачьей упряжки по бездорожью на длинных дистанциях составляет 10 км/ч, а на зимних дорогах протяженностью 200−250 км — 15−17 км/ч. Легковая нарта может пройти 250 км за 15 часов, а путь в 750 км преодолеет за трое суток. По накатанной дороге упряжка из 12−14 собак способна везти до тонны груза, по бездорожью — около полутонны.

Суровой красотой, независимым нравом, выносливостью, смелостью и отвагой, исключительной преданностью эти гордые собаки несомненно заслужили уважение и людскую любовь. Им посвящают стихи, например, не так давно известный якутский поэт С. Дадаскинов издал сборник стихов под общим названием «Песнь о моих собаках», где есть такие строки:

…Друг — Собака! Верный работник, Как тебя не любить, не славить? Сколько мчалось вас без опаски, Непокорных метелям, пурге, От Вилюйска и до Камчатки От Чукотки до Петербурга. Погибали и вновь вставали, Землю гибелью утверждали.

О северных ездовых собаках снят не один фильм. Среди них «Белый Клык», «Тоби МакТиг», «Снежные псы», «Снежная пятерка», «Строго на Юг». В 1983 году вышел на экраны фильм японских кинематографистов «Антарктика», честно и правдиво рассказавший всему миру трагичную историю, произошедшую в Антарктике в 1958 году со Второй японской антарктической экспедицией, когда пришлось бросить на станции упряжку из пятнадцати ездовых собак. Выжили только двое, что само по себе явилось чудом.

Спустя двадцать лет ту же историю, но уже на свой, радужный лад, воссоздали американские кинематографисты в фильме «Белый плен».

А подвиг Балто, спасшего немало детских жизней от эпидемии дифтерии в Номе (Аляска) в 1925 году, благодаря трилогии мультфильмов, известен даже ребенку.

В книге «Один на один с Севером» об одиночных экспедициях на собачьих упряжках профессионального японского путешественника Наоми Уэмура к Северному полюсу и через Гренландию, изданной в 1983 году в Москве, заключительная часть звучит как гимн ездовой собаке: «Когда нам тяжело, больно, мы — люди — уже сдаёмся, собаки же сдаются только тогда, когда умирают».

Сегодня использование ездовых собак в Антарктике запрещено международным законом. А именно, ст. 4 п.2 Приложения II к Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике «Сохранение антарктической флоры и фауны» гласит: «Собаки не должны ввозиться на сушу или шельфовые ледники».

В Южной Корее сегодня царит повальное увлечение ездовыми собаками. Так, трое из пяти участников популярной корейской группы «ТоХоШинКи» — «Восходящие Боги Востока» — завели таких собачек. Это аляскинский маламут Харанг — у Пака Ючхона, белоснежная красавица Шаки — чукотский самоед у Кима Джунсу, обладателя самого красивого голоса Кореи. У лидера группы Чжанга Юнхо — голубоглазый хаски Тайфун. Юнхо очень гордится своим питомцем, совсем недавно в их семействе прибыло — Тайфун стал счастливым отцом двух малышей.

А у нас свои звезды. Хаски Метель успешно снималась в фильмах «Тайга», «Граница. Таежный роман», «По ту сторону волков».

Сибирские хаски… С американским гражданством по стандарту, и с северной русской душой! Не устаю восхищаться их силой и красотой, их мужеством и непревзойденной смелостью, их умением справляться со своей задачей — служить, помогать и спасать в жесточайших условиях Крайнего Севера.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: