Содержание
- Ставка на качество
- Группы задач в SEO
- Инструменты автоматизации на рынке
- 1. Работа с семантическим ядром
- 2. Распределение запросов на сайте / создание структуры
- 3. Технический аудит и устранение ошибок индексации
- 4. Внутренняя оптимизация и работы по проекту как единому целому
- 5. Работа со ссылочными факторами / внешняя оптимизация
- 6. Аналитика по проекту, анализ динамики и выдачи
- 7. Санкции и «небольшие пост-фильтры»
- 8. Работа с поведенческими факторами
- Выводы
Ставка на качество
Автоматизация SEO-задач позволяет как существенно ускорить сам процесс продвижения, так и повысить качество оптимизации. В последние несколько лет наметился мощный тренд на рост числа автоматизированных сервисов в сфере поискового продвижения. Данная тенденция связана с ростом числа и сложности задач, которые необходимо решить SEO-специалисту для улучшения позиций сайта в поиске и умножения целевого трафика.
Группы задач в SEO
Процесс поискового продвижения разбивается на этапы и подзадачи, значимую часть из которых — можно полностью или частично автоматизировать. Основные группы работ в SEO:
- Семантика: сбор списка целевых фраз, анализ поисковых запросов и интентов, фильтрация списка, оценка конкуренции и рентабельности продвижения по каждому запросу.
- Группировка и распределение фраз: кластеризация запросов, формирование структуры сайта, опираясь на поисковый спрос.
- Технический аудит и индексация поисковыми системами: работа сайта, настройки индексации, допущенные ошибки, ТЗ на устранение.
- Внутренняя оптимизация документа: определение типа страницы, тематической направленности, написание и оптимизация текста, проверка качества оптимизации, формирование тега title и meta-тегов. А также, оптимизация хоста: перелинковка, распределение статического веса на сайте, выделение тематических кластеров.
- Работа со ссылочными факторами: составление анкор-листа, поиск и проверка доноров, размещение ссылок, контроль и улучшение качества ссылочного профиля.
- Аналитика по проекту и выдаче: расчёт KPI, оценка выдачи поисковой системы по запросам, основных изменений в алгоритме, оценка стратегии продвижения основных конкурентов в тематике, анализ индексации самого сайта и его показателей ранжирования.
- Фильтры / санкции: проверка на документные фильтры и хостовые санкции.
- Поведенческие факторы: оценка значимых поведенческих факторов на страница выдачи, внутрисайтовые поведенческие метрики, анализ источников трафика, аналитика качества трафика и его динамики (с учётом сезонности).
Рис. 1. Основные составляющие успешного поискового продвижения.
Инструменты автоматизации на рынке
SEO-специалисты и опытные интернет-маркетологи в своей работе комбинируют сразу несколько мощных сервисов автоматизации, которые позволяют как быстро оценить проект, так и провести сами работы по его продвижению.
1. Работа с семантическим ядром
Составление грамотной семантики — ключевой фактор успешной кампании. Сложность полной автоматизации данного этапа состоит в грамотной оценке каждой поисковой фразы на степень соответствия бизнесу и его задачам (маржинальность по направлению / товару, наличие на складе и так далее).
Рис. 2. Воронка работы с семантическим ядром для проекта.
На рынке имеется несколько сильных аналитических сервисов, которые позволяют автоматизировать сбор широкого списка запросов, а также их оценку и сбор дополнительных параметров. Среди доступных, можно выделить ряд инструментов от «Пиксель Тулс» с возможностями:
- Сбора геозависимости, локализации и коммерциализации по фразе.
- Группировки / кластеризации запросов по ТОПу.
- Оценки интента запроса.
- Лемматизацией и удалением дублей.
- Получением списка запросов из Яндекс.Вебмастера.
- Детальным анализом запросов по множеству параметров.
- Получением данных из Яндекс.Вордстат.
- Парсингом поисковых подсказок из Яндекса и Google.
Рис. 3. Пример парсинга семантики и сбора ключевых показателей по фразам в сервисе «Пиксель Тулс».
Также, к числу популярных программ и сервисов относятся: SeoPult, Кей Коллектор, MegaIndex.
2. Распределение запросов на сайте / создание структуры
Правильная структура продвигаемого проекта — обязательно отражает поисковый спрос. То есть, под каждую потребность (интент) пользователя должна существовать своя посадочная страница с заданным URL (с ЧПУ).
Рис. 4. Этапы работ по формированию структуры на сайте, которая будет ориентирована на спрос.
Существенно помочь формированием оптимизированной структуры и автоматизировать процесс кластеризации помогут сервисы автоматизации: Пиксель Тулс, Топвизор , Кей Коллектор, Just Magic.
Рис. 5. Пример автоматической группировки запросов по ТОПу в сервисе «Пиксель Тулс».
3. Технический аудит и устранение ошибок индексации
Аудит и дальнейшая техническая оптимизация позволяют обеспечить полную индексацию важных страниц, повысить скорость его работы, а также исключить дублирование контента внутри сайта. Задача разбивается на этапы:
- Полное сканирование сайта и анализ индексации (результаты выдачи и панелей вебмастера).
- Получение сводок по URL на сайте, кодам ответа, индексации.
- Анализ, формирование технического задания и устранение найденных ошибок.
Среди сервисов, которые позволяют в большей части автоматизировать процесс: Seoto.me, Comparser, Сайт Репорт, Screaming Frog SEO Spider.
4. Внутренняя оптимизация и работы по проекту как единому целому
В 2017 году, качество внутренней оптимизации более других групп факторов сказывается на позициях сайта по низко- и среднечастотным запросам (по высокочастотным — пальму первенства часто берут поведенческие факторы). Данная задача также может быть разбита на этапы:
- Анализ выдачи, конкурентов. Построение структуры (см. предыдущий шаг).
- Оптимизация документов под список продвигаемых запросов.
- Систематические работы по проверке и улучшению качества оптимизации / релевантности.
- Работы по оптимизации сайта (хоста как единого целого).
Рис. 6. Циклическая схема работ по оптимизации сайта (хоста).
Среди основных сервисов автоматизации данного этапа: SeoPult, Just Magic и другие.
Основная сложность при проведении работ данного типа:
Поиск грани: Высокая релевантность документа / Новый алгоритм Яндекса «Баден-Баден» за избыточную переоптимизацию текста.
Список задач, поддающихся автоматизации на примере «Пиксель Тулс»:
- Формирование технического задания на SEO-копирайтинг.
- Анализ выдачи по запросу, для определения требуемых показателей оптимизации.
- Оценка качества оптимизации по списку запросов на URL.
- Анализ структуры проекта.
- Анализ SEO-тегов для списка URL.
- Оценка текста, проверка вхождений фраз.
- Проверка текста на уникальность, в том числе, внутри проекта.
5. Работа со ссылочными факторами / внешняя оптимизация
Несмотря на систематическую борьбу поисковых систем с усилиями SEO-специалистов по размещению внешних ссылок, группа ссылочных факторов продолжает существенно сказываться на позициях сайтов в результатах выдачи. Напомним, в Яндексе на борьбу с SEO-ссылками направлены алгоритмы и фильтры: Минусинск, Непот, Ссылочный взрыв (подробней список санкций), в Google — Пингвин.
И всё же, в ряде случаев, данная группа факторов может играть решающую роль. Пример: высокое качество внутренней оптимизации и близкие показатели поведенческих метрик в целого ряда конкурирующих проектов.
Текущие задачи SEO-специалиста на данном этапе:
- Построение ссылочной стратегии.
- Размещение ссылок и регулярные работы по контролю ссылочного профиля и фильтрация:
- Поиск площадок.
- Пред-фильтрация, оценка доноров.
- Контроль размещения и пост-фильтрация качества.
- Увеличение числа и числа типов ссылок.
Сервисы, позволяющие существенно облегчить работы по анализу и контролю качества ссылочного профиля: Пиксель Тулс, Ahrefs, SeoPult, DriveLink.
Самые большие проблемы SEO-специалиста в 2017 году:
- Высокий процент фильтрации ссылок отделами антиспама поисковых систем (Непот-фильтр и его аналог в Google).
- Низкое качество ссылочных доноров в биржах.
6. Аналитика по проекту, анализ динамики и выдачи
Одна из ключевых задач при проведении любой рекламной кампании — расчёт и регулярных контроль достигнутых KPI (ключевых показателей эффективности) и оценка рентабельности инвестиций. В рамках данного этапа целесообразно решать и задачи по оценке конкурентов, их успехов, неудач и динамику показателей.
Основные потребности:
- Съем позиций и видимости проекта.
- Анализ трафика с учётом сезонности и связь динамики с событиями на сайте.
- Анализ конкурентов и их динамики.
- Аналитика апдейта / пост-апдейтная аналитика.
- Поиск и конкретизация точек роста трафика.
Рис. 7. Анализ силы и типа обновления выдачи Яндекса в Пиксель Тулс.
Комплекс инструментов, позволяющих частично автоматизировать этап: SeoPult, Топвизор, Allpositions, апометр в Пиксель Тулс.
7. Санкции и «небольшие пост-фильтры»
Всего известно более 20 различных типов санкций в Яндексе и Google, каждая из которых направлена на неестественные (накрученные) значения у той или иной группы факторов ранжирования или явный обман поисковой системы / пользователя.
Под словом санкции не обязательно скрывается «ужасное наказание», которое может угрожать и доходности бизнеса, который стоит на ним. Часто, это не такое уж и большое понижение (пост-фильтрация) позиций документа в результатах выдачи по запросу на 5-20 пунктов.
К наиболее популярным из подобных (небольших) понижений относятся: фильтр «Переоптимизация» и новый алгоритм Яндекса «Баден-Баден». А к задачам SEO-специалиста:
- Анализ запросов, документов и всего сайта на наличие санкций.
- Формирование плана действий и сами работы по снятию санкций.
- Устранение причин применения фильтров с дальнейшей фиксацией положительной динамики позиций / трафика.
Рис. 8. Комплексная диагностика документа на наличие нескольких типов санкции в Яндекса с помощью инструмента.
Сервисов, которые позволяют автоматизировать диагностику на фильтры не так уж и много:
- Пиксель Тулс,
- arsenkin.ru,
- а также официальная информация о наличии санкций в панели вебмастера Яндекса и панели Search Console от Google.
8. Работа с поведенческими факторами
В попытках автоматизировать процесс улучшения поведенческих факторов — требуется максимальная осторожность. Любые действия, направленные на попытку накрутить поведенческие факторы на выдаче (кликовые) — караются Яндексом максимально сильно! Грозит практически полная потеря поискового трафика на срок от 7 месяцев (на практике — до 12-14 месяцев, целая вечность). В ТОП, как правило, остаются только навигационные запрос (название бренда, доменное имя и подобные).
Рассмотрим «белые» методы работы с поведенческими факторами. К числу задач можно отнести:
- Анализ выдачи, сниппета и показателей CTR (кликабельности / привлекательности). Работы по улучшению кликовых поведенческих факторов.
- Анализ поведения пользователей на сайте. Поиск URL, которые плохо решают задачу пользователя.
- Анализ интента (потребности) пользователя по запросу. Удовлетворение потребности на сайте.
Рис. 9. Сравнение показателя CTR на выдаче Яндекса для проекта и среднего CTR для сайтов на данной позиции по фразам данной длины (в словах) с помощью инструмента в Пиксель Тулс.
К числу сервисов, который позволяют кратно ускорить процессы по улучшению поведенческих факторов относятся: Яндекс.Метрика, Google Analytics, AskUsers, Пиксель Тулс.
Выводы
- Без освоения современных сервисов автоматизации процесса SEO — трудно показать высокий результат и качественно проводить работы по оптимизации по широкому пулу поисковых запросов.
- Инструментарий SEO-специалиста существенно расширился и развился в последние несколько лет. Данная тенденция связана с ростом числа и сложности задач, которые необходимо решить для продвижения сайта в поиске.
- Значимая часть задач по SEO может быть полностью или частично автоматизирована. Для повышение качества работ и увеличения скорости решения задач SEO-специалисту требуется производить регулярное тестирование нового инструментария и его освоение.
Выпуск №248. Setup.ru