🌟 atbliss.ru

Поиск Яндекс превратится в «Острова»

Сегодня, 16 мая на конференции YaC/m 2013 (Yet another Conference on Marketing) прозвучало шокирующее заявление компании Яндекс о радикальном обновлении вида результатов поиска. В первую очередь меняется идеология поиска:

теперь пользователь сможет получить ответ на вопрос и решить свою задачу, прямо на странице поисковой выдачи (без перехода на сайт).

Во-вторых, поиск Яндекса существенно обновиться визуально, дизайн станет частью нового подхода в поиске.


Новая платформа получила название «Острова» и компания Яндекс приглашает владельцев сайтов принять участие в формировании ответов поисковой выдачи.

Владелец сайта сможет создать на Яндексе свой интерактивный блок – остров, на котором и будут помещаться кнопки и формы его сайта.

В результате пользователи смогут взаимодействовать с сайтом прямо из поисковой выдачи, что, конечно же, выгодно для владельца ресурса, предлагающего свои услуги или товары.

Публично beta-верисия новой платформы будет представлена в июне. Подробнее о новом интерфейсе можно узнать в официальном посте Яндекс на Хабрахабре. А чтобы вебмастера и владельцы сайтов могли попробовать создать свой остров на Яндексе уже сегодня открыта экспериментальная площадка.

Что касается SEO, «Острова» не меняют поисковых алгоритмов, поэтому запуск новой платформы не повлияет на позиции сайтов в результатах поиска.

Однако в долгосрочной перспективе ресурсы, которые повысят свою популярность у пользователей с помощью новых интерактивных ответов, займут более высокие позиции в результатах поиска.

Cледующим шагом в развитии сервисов будет объединение поиска и браузера.

Что такое «Острова»

Все 15 лет Яндекс решает основную и главную задачу: «Мы хотим чтобы наши пользователи находили точто им нужно максимально быстро».

С момента своего появления, поиск в интернете был поиском веб-страниц. Но информация сама по себе редко является конечной целью.

Информация интересна пользователям в контексте решения их конкретных задач. Все больше людей заходят на Яндекс именно за решением своих задач.

Очень часто эти решения требуют дополнительных действий на найденных сайтах.

Вы делаете лишние клики. Тратите лишнее время.

Этим летом Яндекс делает большой и важный шаг вперед. Это шаг на встречу вашим интересам. Мы представляем новый Яндекс. Яндекс который не только находит нужные ответы, но и решает ваши задачи быстрее, чем когда либо прежде. Мы представляем новую платформу «Острова».

Новый Яндекс будет лучше понимать запрос и отвечать на него всем своим интерфейсом.

Результаты поиска — это и есть острова.

«Остров» — это интерактивный ответ. Который предлагает решение  сразу на странице с результатами поиска.

Вы выбираете тот остров, который подходит именно вам.

Если вы ищете точный ответ, важную для вас услугу, хотите приобрести нужный товар, для решения всех этих задач вы найдете свой остров. Мы сокращаем расстояние между вами и вашей целью. Меньше лишних действий, ни одной лишней секунды.

«Острова» — важное видно сразу.

— А вы хотели бы свой остров?

Рассказ Данила Ковчего об Островах

Данила Ковчий, числится дизайнером в Яндексе — один из авторов платформы «Острова».

Он расскажет как и почему пришлось переделать поиск, какие были причины и немножко о последствиях.

Яндекс меняется. Меняется и его основной продукт — поиск.

Изменения в поиске делятся на два направления:
— блочная выдача;
— контекстно-зависимый интерфейс.

У Яндекса наметился свой путь — предлагать решения задач.

Мы первыми начали разбавлять однородный список ссылок на документы особыми ответами, позволяющими закончить начатое, не уходя с выдачи.

Такие ответы мы называем колдунщиками. Вот несколько примеров:

//yandex.ru/yandsearch?text=люблю грозу в начале мая
//yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9&lr=213
//yandex.ru/yandsearch?text=2%2B4&lr=213

Колдунщики имеют огромную популярность, и для многих сервисов являются основными точками входа. Если раньше Яндекс находил лишь документы, в которых встречается запрашиваемая фраза, то сейчас, если я спрашиваю [как добраться тверская 23], это вовсе не значит, что мне нужен сайт, где эта фраза встречается чаще всего; я тем самым сообщаю системе о своем желании выяснить маршрут и посмотреть на карту. И колдунщики в таких ситуациях до сих пор приходят на
помощь:

 

В определенный момент мы поняли, что пора наводить порядок на выдаче: она стала слишком неоднородной по структуре, а мы продолжаем пытаться уместить всё разнообразие в плоском списке. Так появились группировки однородных ответов — врезки. Мы по-прежнему отвечаем списком, но однородные ответы собираются в группы и отмечаются каким-нибудь общим выносным признаком. Например, врезка свежих результатов.

Или врезка Твиттера:

Но, как показала практика, врезки в том виде, в котором они были задуманы, не работают: не все люди понимают, где начало, а где конец, и что это вообще отдельный тип ответов. Были попытки отделять врезки линиями:

Это тоже ситуацию не исправило: исполосованная выдача не вносила дополнительной ясности для людей.

Тем временем, на подходе была группировка ответов с одного сайта, намечались связи подчинения между ответами. На поиск протискивалось все больше форм: стало возможным проложить маршрут, забронировать гостиницу или купить билет на самолет. Но тормозом в развитии системы так и оставалось списковое представление ответов на выдаче.

Нам стало очевидно, что интерфейс поиска требует полного переосмысления, если мы хотим жить и расти дальше.

Остров

Ранее уже отмечалось, что список отлично подходит для однородной выдачи ответов со схемой заголовок-сайт-аннотация. Но многие ответы Яндекса выходят далеко за рамки этой схемы, потому в качестве альтернативы мы дали каждому ответу свой блок. Блоки не обязаны иметь много общего с соседями, явно отделяются друг от друга, имеют право на неоднородность внутри себя — как раз то, что нам нужно. Поскольку блоком можно называть все, что угодно, в том числе и область с невидимыми границами, наш блок получил свое собственное название — остров.

Решение напрашивалось само собой и лечило многие родовые травмы, так что мы сразу начали примерять острова ко всем типам ответов, начиная с самых бедных и заканчивая самыми распухшими вариантами и формами бронирования столиков в ресторанах.

Как видите, все блоки достаточно разные, но каждый из них собран таким образом, чтобы наилучшим образом отработать свою функцию. И при всей неоднородности островов, их соседство не приводит к хаосу.

Когда мы более-менее разобрались с одиночными ответами, начали думать про врезки. Поскольку нас уже ничего не ограничивало, мы могли изолировано от всего остального спроектировать их внешний вид. Стержнем в рассуждениях была такая мысль: если это группа ответов одного типа, то по ее внешнему виду должно быть очевидным какого. Другими словами, мало разглядеть группу, нужно сразу понять, почему эти ответы собраны вместе. Так мы дали врезке табличную структуру, чтобы вынести в отдельный столбец общие те признаки, согласно которым сработала группировка.

Но этот шаг — разместить на классической выдаче самое важное справа — вызвал много споров внутри компании, потому что тепловые карты, описывающие поле зрения людей выглядели так:

Всяческие эксперименты также подтверждали, что правый край выдачи — слепая зона.

Но исследования нового поиска на живых прототипах показали то, что мы и ожидали увидеть: люди смотрят не в левый верхний угол экрана, а туда, где им что-то показывают:

Оставалась последняя проблема с блочной структурой — она выглядит избыточной на бедной выдаче, когда Яндексу кроме списка ссылок предложить нечего. Например, ответ по запросу [телепрограмма] в новом Яндексе проигрывает старому.

Поразмыслив, мы пришли к следующему: исходная выдача — это один остров. От общего острова отделяются колдунщики и врезки, образуя собственнные острова. Теперь бедная выдача выглядела так:

В целом, среднестатистический ответ нового Яндекса теперь выглядит так:

Релевантный интерфейс

Поиск Яндекса состоит из так называемых вертикалей — областей с более-менее однородными ответами. Основная вертикаль — поиск по вебу. Кроме этого, есть вертикаль картинок, видео, товаров, блогов и т.д. Например, есть сервис Яндекс.Маркет, а когда мы что-то в нем ищем, то попадаем на поисковую вертикаль маркета. Теоретически во время поиска можно переключаться между вертикалями при помощи ссылок над стрелкой.

Но, как показывают приборы, мало кто пользуется этой возможностью. Поэтому верхнюю часть шапки мы называем слепой зоной — все внимание на себя принимает яркая стрелка. На другие вертикали люди в основном попадают либо через колдунщики, либо переходя на нужный сервис ещё до запроса по ссылкам с главной страницы.

Кстати, в качестве домашнего задания предлагаю порассуждать о том, по какому принципу упорядочены ссылки над поисковой стрелкой.

Делать строку ссылок более заметной в поиске не было никакого желания — это, так или иначе, путь в тупик: вертикалей у Яндекса меньше не становится, так что по каждому запросу пришлось бы предлагать один и тот же фиксированный бесконечно распухающий список с кнопкой «ещё».

Лояльные ребята должны быть в курсе, что в прошлом году Яндекс выпустил поисковое приложение для iPad.

Кстати, и здесь уже появляются блоки, но в упрощенном виде. Но интересно тут другое — способ переключения вертикалей. Это интерфейсное решение всем очень понравилось: оно было одновременно заметным, наглядным и не отвлекало от главного, того, что справа. Если поисковое приложение ищет только по трем-четырем вертикалям, оно может себе позволить иметь такой размашистый список. В основном поиске вертикалей гораздо больше, правда, далеко каждая из них отвечает текущему запросу. Поэтому мы решили очевидным образом развить эту идею: левая колонка должна содержать в себе только те вертикали, которые соответствуют заданному контексту. А контекст задается запросом пользователя.

Теперь все логично складывается: есть шапка с поисковой стрелкой — это область ввода, а все что ниже — область вывода. И область вывода полностью подчинена запросу, какие бы ответы мы в ней ни размещали. А список вертикалей тоже является своеобразным типом ответа. Кроме того, он ещё служит оглавлением основной выдачи.

Единый поиск

Раньше Яндекс всячески пытался намекать, что у него есть множество сервисов, и у каждого их них свое предназначение. Так, например, было придумано цветовое кодирование стрелок для разных вертикалей.

Но люди, найдя пылесос на маркете, совершенно спокойно продолжали там же искать [одноклассники.ру]. И, надо признать, имели на это полное право: написано Яндекс, рядом знакомая поисковая стрелка и кнопка «Найти». Так что на данном этапе своего развития мы осознали, что никто не хочет и не должен изучать всю инфраструктуру Яндекса, что и где лучше искать, какими коридорами туда следует ходить. Теперь у Яндекса стрелка одна единственная, и спрашивать у нее можно что угодно и где угодно.

Что дальше

А дальше мы постараемся держать вас в курсе изменений на остальных сервисах. У меня аж дух захватывает, когда представляю, что все это начнет работать. Да и в поиске я далеко не обо всем успел рассказать: изменений ждут и контекстные подсказки, и способы ранжирования и группировки ответов, и действия над ответами, и правая часть выдачи, и ещё много-много всего.

А дальше начинаются бурные дискуссии на тему заработка на сайтах:

В общем я сначала подумал, что конец империи заработку на контекстной рекламе. Но, почитав дискуссии, понял, что не все так просто, как может показаться сначала. Но одно можно сказать сейчас точно, что Яндекс сделал революцию в поиске. И на этот раз опередил Гугл. Хотя и у Гугла были предпосылки о создании такого поиска.

Что будет дальше и как будут развиваться события — время покажет. Но судя по всему события будут разворачиваться очень быстро. И опасения о покупке ссылок и создании хороших информационных сайтов все же посещают, но в то же время, другая мысль опровергает. А как же без них? Яндекс ведь не генерирует информацию, а только ищет её. И сколько бы ни было островов, — пользователь все равно захочет перейти на сайт и прочитать всю статью целиком.

P.S. Из редких анонсов вспоминается, пожалуй, лишь только анонс на Yet another Conference on Marketing-2013 платформы «Острова», жизненный путь которой, впрочем, оказался весьма печальным – в итоге она так и не смогла выйти из режима бета-тестирования и через два года «мучений» была закрыта.


Перейти к верхней панели