Содержание
Сегодня мы поделимся опытом подготовки ТЗ для статей информационного сайта. Метод рабочий и дает хорошие результаты. Представляем позиции двух страниц, подготовленных по нашему ТЗ. Уже после индексации многие запросы зашли в ТОП-20 Яндекса, а уже через несколько апдейтов запросы попали в ТОП-10.
Как добиться таких или ещё лучших результатов? Рассмотрим процесс подготовки ТЗ поэтапно.
1. Сбор и чистка семантики
Если вы хотите, чтобы ваши статьи максимально полно охватывали семантическое ядро и приносили больше трафика, к этому этапу нужно подойти особенно тщательно. Писать статьи под несколько частотных запросов, стараясь сделать их качественными, конечно, тоже вариант, но тогда вы фактически действуете вслепую, рассчитывая, что вам повезёт. Однако мы советуем не оставлять всё на волю случая, а потратить время на сбор запросов.
1.1. Подготовка фраз-маркёров
Прежде чем приступить к сбору запросов, подготовьте список фраз-маркёров, по которым будет проводиться сбор. В список этих фраз нужно включить:
- разные варианты названий (сленг, транслитерация и т. п.);
- синонимы;
- названия больших групп.
По факту на этом этапе нужно прочертить направления сбора запросов, указать те частотные фразы, которые не являются модификацией основного запроса. Если этого не сделать, то есть большая вероятность, что при сборе запросов часть важных фраз будет упущена.
Итогом сбора маркеров будет список запросов от 3 до 20.
Как же найти фразы-маркёры?
Экспертность
Найти сленговые фразы или понять, что ретиноевый и жёлтый пилинг — это одно и то же, без знания тематики будет сложно. Поэтому если вы можете пообщаться с клиентом и задать ему вопросы по теме, не стоит пренебрегать этой возможностью.
Яндекс Вордстат
Проанализируйте показатели Яндекс Вордстата. Например, вводим фразу «радиочастотный лифтинг» и видим дополнительные варианты названий:
- «rf лифтинг»,
- «рф лифтинг»,
- «радиоволновой лифтинг».
Анализ сниппетов поисковой выдачи
Наиболее распространённые варианты можно найти в выдаче по вариантам основного запроса.
Анализ тематичных статей из ТОПа
Обязательно прочтите несколько статей по теме. Это поможет найти нужные фразы-маркёры, а также упростит работу на следующих этапах подготовки ТЗ.
Конечно, можно идти и дальше, например, просмотреть видимость статей конкурентов через Serpstat, но обычно это уже лишнее.
Важно! При подготовке фраз-маркёров избегайте слишком общих фраз.
Например, в случае с радиочастотным лифтингом маркёры «косметология лица» или «омоложение кожи» зададут слишком широкие рамки для поиска запросов. А если вы оставите в качестве маркёра слово «радиочастотный», то получите фразы, которые относятся к физике, а не косметологии.
Использование LSI-фраз
Поисковая машина начала оценивать релевантность контента не столько на основании вхождения ключевого слова, сколько по степени смыслового соответствия текста исходному запросу. Поэтому подбираются LSI-фразы, которые расширяют основной запрос, посредством поиска синонимов и сопутствующих тематических слов и написание на их основе качественного материала, который удерживает внимание аудитории на сайте.
1.2. Настройка
Список фраз-маркёров готов, можно приступать к сбору запросов. Для сбора запросов мы используем Key Collector. Если раньше вы не использовали Key Collector, то нужно будет его настроить. В программе много функционала, но сейчас нам нужен далеко не весь. Поэтому не стоит пугаться большого числа настроек.
1.2.1. Добавьте 5-10 Яндекс-аккаунтов для парсинга
Настройки -> Парсинг -> Yandex.Direct
Справка по настройке Yandex.Wordstat
1.2.2. Зарегистрируйте один из сервисов анти-капчи
Настройки -> Анти-капчи
Справка по настройке анти-капчи
1.2.3. Базовые настройки Yandex.Wordstat
Настройки -> Парсинг -> Yandex.Wordstat
При работе с бьюти-проектом мы выставляли такие параметры:
- Парсить страниц: 40;
- Добавлять в таблицу фразы с частотами: от 15;
- Собирать базовые частоты.
Но тут всё индивидуально, поэтому стоит подбирать эти настройки под свои задачи.
Остальные настройки обычно не требуют корректировки.
Справка по настройке Yandex.Wordstat
1.3. Создание проекта и сбор запросов
Укажите имя проекта и выберите папку, куда он будет сохраняться. Запустите пакетный сбор левой колонки Вордстата, добавив подготовленные фразы-маркёры.
Выставлять регион и собирать фразы из правой колонки Вордстата в данном случае не нужно, зато стоит расширить список запросов поисковыми подсказками.
Запустите сбор поисковых подсказок, используя те же фразы-маркёры.
Справка по сбору ключевых фраз
1.4. Чистка запросов
Теперь приступайте к чистке получившегося списка запросов с помощью инструмента «Стоп-слова».
Справка по работе со «стоп-словами»
Список стоп-слов рекомендуем сохранять, он упростит вам работу по чистке других групп запросов.
Получившийся список запросов выгрузите и сохраните в Excel.
2. Группировка запросов
Теперь у вас есть список фраз, но для того чтобы он нёс пользу, его нужно структурировать.
2.1. Определиться с количеством статей
Сложно сказать, сколько фраз (сто или несколько тысяч) вы получите в итоге. Поэтому в первую очередь рекомендуем разгруппировать список на большие группы (потенциальные будущие статьи) или убедиться в том, что вся тема может быть раскрыта в одном материале.
Основной инструмент при этой базовой разбивке — это ваш здравый смысл. В дальнейшем вы можете объединять или разбивать большие группы.
Вспомогательные инструменты
Анализ наиболее частотных фраз
Посмотрите, делятся ли наиболее частотные фразы на явные смысловые группы. Например, если вы собирали запросы по теме «наращивание ногтей», то можно выделить отдельные группы
- «наращивание ногтей гелем»,
- «наращивание ногтей акрилом»,
- «наращивание ногтей в домашних условиях»;
Анализ ТОПов
Проверьте, есть ли пересечения по интересующим вас запросам. Сделать это можно с помощью бесплатного инструмента Арсёнкина.
Пересечения доменов среди ТОП-10 есть, но при этом страницы разные. Можно создавать отдельные группы.
Пример групп, полученных в результате разбивки запросов по теме «татуаж бровей»:
2.2. Выделить подгруппы
Определив число будущих статей, переходите к группировке запросов внутри каждой вкладки.
На этом этапе вы делите запросы на смысловые блоки, которые будут раскрыты в пунктах вашей статьи.
Будущие пункты плана для статьи
Получившиеся на этом этапе группы — это фактически будущие пункты плана статьи. Чтобы было понятнее, приведём пример типичных смысловых блоков для статьи на бьюти-тематику:
- о процедуре (что это такое);
- в каких случаях эффективна процедура;
- подготовка к процедуре;
- как проходит;
- противопоказания;
- уход после процедуры.
Прежде чем приступить к этому этапу группировки, желательно подготовить свой примерный план, отталкиваясь от содержания статей из ТОПа. Это поможет вам быстрее сформировать группы и лучше раскрыть тему в статье.
Автоматическая группировка частично облегчит задачу, но всё равно потребует ручной доработки. Поэтому самый надёжный способ — это группировка запросов с помощью инструмента «Сортировка и фильтры» в Excel.
Видеоинструкция «Распределение запросов семантического ядра в Excel»
В ней подробно описан процесс работы с инструментом «Сортировка и фильтры».
Этот же способ группировки вы можете использовать и для выделения больших групп (статей) на предыдущем этапе.
Пример подгрупп, которые можно получить после группировки:
При группировке вам также могут помочь следующие инструменты:
Сервис онлайн-группировки запросов
Бесплатная группировка запросов
О каждом инструменте написано в статье «7 полезных и бесплатных SEO-сервисов, о которых вы могли не знать».
2.3. Выделить словосочетания, которые должен использовать копирайтер
Итак, вы разбили фразы на статьи и создали внутри статей подгруппы (смысловые блоки).
Но понятно, что копирайтер не может использовать все эти фразы так, чтобы текст остался читабельным. Чтобы не навредить качеству и подготовить текст с нужными вхождениями, выделите уникальные словосочетания, которые нужно использовать в статье не менее раза. Использование словоформ и разбавка фраз при этом допускается.
В ТЗ копирайтеру вы включите именно такой список.
Мы обычно показываем словосочетания, которые нужно использовать вместе с фразой, где оно встречалось. В некоторых случаях это поможет копирайтеру понять, в каком контексте нужно использовать выделенное словосочетание.
Пример таблицы с выделениями из окончательного ТЗ:
Если таблица получается очень объёмной, из неё можно исключить строки без выделений. Необязательно показывать автору и частоту запросов. В плане оформления списка и словосочетаний, которые нужно использовать, можно выбрать более удобный для вас формат.
По основным ключам мы обычно не даём жёстких рамок, указывая только минимальное количество вхождений для 2-5 основных ключей.
Придерживаясь плана и раскрывая тему, автор всё равно использует нужные ключи.
3. Требования к статье
3.1. Цель статьи
Обязательно указывайте в ТЗ следующие моменты:
- какова тема статьи;
- на какого читателя она ориентирована;
- что должно быть раскрыто в тексте, на какие вопросы читатель должен получить ответы;
- в каком стиле должен быть подготовлен материал;
- от чьего лица должен подаваться материал.
Если у вас есть примеры готовых материалов, покажите их автору.
3.2. Содержание (план)
Обязательно указывайте структуру статьи.
Вначале включите в структуру статьи блоки под семантику. Именно для этого тратилось время на сбор, группировку и выделение фраз, которые нужно использовать.
Затем следует проанализировать статьи из ТОПа. Если вы увидите, что в других публикациях встречаются блоки, помогающие более полно раскрыть тему, включите их в структуру документа.
Статья должна не только включать слова из поисковых фраз, но и давать подробный ответ на запрос пользователя.
Давайте пояснения к каждому пункту. Например, в блоке «Сравнение косметики» попросите автора подготовить таблицу, укажите количество символов для блока с исторической справкой и т. д.
3.3. Объём статьи
При определении примерного объёма статьи можно использовать 2 подхода.
Первый подход. Выберите из ТОПа статьи, которые высоко ранжируются по интересующим вас запросам. Соберите все тексты в один документ, посмотрите количество символов и поделите получившееся число на количество статей.
Важные моменты:
- берите только инфостатьи (страницы другого типа использовать не нужно);
- не используйте для анализа самый длинный и самый короткий документы.
Второй подход. Подсчитайте количество пунктов в статье и высчитайте примерное количество символов из расчёта 1000 символов на каждый пункт.
Полученную цифру используйте как нижний порог. Мы стараемся не ставить верхний порог, но если копирайтер нештатный и от количества символов зависит оплата, то верхний порог лучше указать.
3.4. Требования к тексту
Уникальность. Мы рекомендуем ставить уровень уникальности не менее 90%. Но нужно учитывать, что могут быть исключения, например, в темах с большим количеством профессиональной терминологии. Так как данные разных сервисов отличаются, то лучше сразу указать, каким сервисом нужно проверять уникальность.
Оформление текста. Укажите, что в тексте должны быть подзаголовки (включающие запросы), маркированные списки, а сам текст должен быть разбит на небольшие смысловые блоки. Статья должна быть читабельной, без воды.
Грамотность. Требуйте от копирайтера, чтобы он перед сдачей проверил текст в следующих сервисах:
- Advego SEO. Убедитесь, что наиболее частотные слова в семантическом ядре текста являются ключевыми фразами. В противном случае текст придётся править. Также посмотрите и на показатель «Академическая тошнота» — он должен быть не выше 9.
- Орфограммка. Хороший сервис, позволяющий разносторонне проверить текст. «Орфограммка» отображает грамматические, стилистические, орфографические и иные ошибки. К сожалению, сервис условно бесплатный — без покупки лицензии можно проверить не более 500 символов текста за 1 проверку.
- Главред. Сервис помогает оценить стиль статьи и удалить из текста воду и словесный мусор. Оценка текста должна составлять не менее 7,5 баллов.
Эти и другие сервисы, позволяющие оценить качество текста, описаны в статье «Создавая идеальный текст: 5 сервисов в помощь копирайтеру».
3.5. Фото- и видеоматериалы
Обратите внимание, сколько фотографий используется в статьях, есть ли видео. Отталкиваясь от анализа ТОПа, укажите в ТЗ, сколько фото и видео нужно подобрать для вашей статьи. Нужно не просто указать количество, но и объяснить, в каких пунктах нужна визуализация, какими должны быть изображения и видео. Если вы только начинаете работать с копирайтером, то укажите и размеры фото.
Заключение
Предложенный нами метод подготовки ТЗ довольно трудоёмкий, но, как показывает практика, другие схемы сегодня не так эффективны. В заключение дадим ещё пару рекомендаций:
- Найти под каждое ТЗ отдельного исполнителя будет трудно, так что постарайтесь найти «своего» копирайтера, с которым у вас сложится взаимопонимание, который будет готовить для вас качественные статьи.
- Не опускайте руки, если у вас возникнут проблемы с подготовкой ТЗ. На первое ТЗ может уйти много времени, но при разработке следующих техзаданий вам будет намного проще.
- Необязательно чётко следовать представленным нами рекомендациям — вы можете модифицировать схему подготовки ТЗ под себя.
- В зависимости от тематики и особенностей проекта требования к статье нужно дорабатывать. Однако многие пункты будут повторяться.
Автор: Александр Явтушенко, SEO-аналитик SiteClinic