🌟 atbliss.ru

Типичные CMYK-рецептуры глубокого черного цвета

Глубокий черный цвет в полиграфии

В полиграфии есть понятие, как глубокий черный цвет. 100% Black как правило смотрится сероватым, но ни как не черным в нашем понимании, в сравнении, скажем, с черным углем. Поэтому применяют сочетание всех красок CMYK для достижения насыщенного черного цвета.

Сочетание может сильно разниться. Из опыта существуют такие схемы:

   Холодный (воронье крыло) глубокий черный  Теплый глубокий черный  Нейтральный глубокий черный
C 60% 40%  50%
M 40% 60% 40%
Y 30% 40% 20%
K 100% 100% 100%

Данные схемы многократно зарекомендовали себя.

Причем в первых двух случаях суммарное по CMYK – 240%, в последнем – 220%. Т.е. применение 400% CMYK абсолютно не оправданно и логически не может быть объяснено.

Хотя я предпочитаю использовать нейтральный или тёплый. Холодный будет синевой отдавать.

Единственное применение 400% CMYK есть в офсетной печати, расстановка специальных меток для контроля сведения цветов печатником во время печати.

Вариантов глубокого черного цвета может быть множество, но проверить это возможно только практически и сильно зависит от конкретной печатной машины. Его применение должно быть оправдано. Нет смысла применять данное сочетание CMYK в мелких текстах/элементах, этого просто-напросто не будет видно. Хорошо смотрится глубокий черный цвет на крупных элементах – заголовках, плашках и т.д.

CMYK-рецептура глубокого чёрного цвета в триадном офсете

Глубокий чёрный («суперчёрный» или superblack) можно создать по-разному. Рассмотрим, какие варианты более удачные и почему.

Здесь собраны типичные CMYK-рецептуры «суперчёрного», которые опробованы в обычных офсетных тиражах в разных типографиях.

TIL — total ink limited (суммарное количество красок)

0-0-0-100 Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок.

Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего, она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте.

 Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура не рекомендуется.
 50-0-0-100  Плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев). Немного циана на чёрной достаточно, чтобы прикрыть марашки, но не хватает для серьёзного повышения контраста оттиска.   выходит очень светлой
 75-68-67-90 Цветоделение «фотошоп по умолчанию», профиль — американский стандарт SWOP

В поделённом по-американски чёрном образце есть серьёзные изъяны: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати «европейской триадой» и главное — мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного — плохой рецепт для настоящего Superblack. А высокий TIL неизбежно приведёт к тому, что печатник убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая плашка SWOP (а не мой маленький тестовый образец) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 деления чёрного «фотошопом по умолчанию» не рекомендую. Помимо слабого чёрного, она вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России.

 есть серьёзные изъяны
50-50-50-100 Рецептура типичной плашки с одинаковыми процентами красок CMYK 50-50-50-100 далека от нейтрали. Она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. Смотрится не ахти…
60-40-30-100 Плашка (60-40-30-100) с рекордно низким  TIL = 230 вышла на второе место не случайно. В ней используется соотношение 1:0,7:0,7 плюс 10% анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, но низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный «воронье крыло», что на жёлтых, что на синих сортах бумаги, смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого.
70-40-30-100

Плашка (70-40-30-100) выглядит по оттенку, как «воронье крыло». По абсолюту он не нейтрален, но баланс полутонов в печати мы тоже держим не по абсолюту: на жёлтой бумаге абсолютный баланс полутонов будет визуально синить, на синей — желтить. Небольшое увеличение TIL (240) всего на 10 единиц относительно плашки 4 только за счёт голубой краски обоснованно дало уменьшение светлоты.

60-40-40-100

Плашка (60-40-40-100) справедливо попала в лидеры. Она одна из самых низких по светлоте, имеет абсолютный нейтральный баланс (смотрится нейтрально и на синей, и на жёлтой бумаге), обладает низким TIL = 240, что весьма существенно для технологичности больших раскатов в офсете. Лишь продуманная рецептура позволила плашке 60-40-40-100 вырваться на первое место по светлоте при высокой степени ахроматичности на разных по оттенку бумагах.

Справедливо попала в лидеры

Большой TIL при цветоделении — это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый — враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному, а наоборот.

Четыре правила суперчёрного

Некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.

1. Оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100% чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9, как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.

2. Жёлтой краски должно быть поменьше, она враг суперчёрного. Если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет «воронье крыло», жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится, динамический диапазон оттиска вырастет. В глянцевом журнале на контрасте с тёплыми телесными оттенками плашка «воронье крыло» 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.

3. TIL не обязательно должен быть высоким. Чем он выше и чем больше площадь запечатки, тем сильнее печатник сбавит подачу красок, и плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких образцах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. А разница между TIL = 300 и TIL = 330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране. В реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной «пластики» и хороших локальных контрастов в глубоких тенях — залипшие и не «глубокие» тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL = 400, чудом проскочившая два префлайта — в препрессе и типографии; рулонному офсету с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные CMY начинают играть большую роль в светлоте суперчёрного.

4. Чем больше чёрной краски в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL = 100 требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95–98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке красковосприятие последующих красок хуже, чем на 95–98%). Чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL 95–98. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, можно смело задавать вручную 100% чёрного.

Существует мнение, что и на плашке в офсете точка должна быть открыта для увлажнения и плашку желательно задавать не 100, а 95–98%. Я не согласен: неоднократно наблюдал паразитные эффекты на листовых и рулонных машинах, связанные с открытой точкой на большой чёрной плашке.

Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного.

Во-вторых, если по плашке идёт вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95–98% он часто закатывается краской с краёв («засаливание»). Печатник кладёт много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный. Мелкие пробельные элементы 2–5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними она затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках всё равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.

Рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем со 100% чёрной краской.

Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американское цветоделение SWOP 75-68-67-90 заняло предпоследнее место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также не вышла бы в лидеры, я не внёс её в тест как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру. У одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в шаблоне вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100, а PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашёл, и натолкнули на мысль написать этот текст.

Правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая печаталась первой, тогда она ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная — кроющая и всегда первая.

Черный цвет в наружной рекламе

При подготовке в печать баннеров, биллбордов и другой рекламной продукции для наружной рекламы рекомендуется черный цвет делать композитным.

Самый простой способ
Из CMYK конвертировать в RGB, а потом опять в CMYK. Но это, все же, не совсем корректно.

Рекомендуемый способ
Черный цвет сделать 30+30+30+100. В таком случае суммарное количество красок не превысит допустимый порог, а черный цвет будет насыщенным.

Перевал по CMYK

Перевал по CMYK (перелив по CMYK), не официальное название суммарно допустимого сочетания красок по CMYK в процентном соотношении.

В газетных типографиях допускается – 220-250%, на листовых машинах более высокого качества допускается – 310-340%.

Теоретически, да и практически печать 400% CMYK возможна, но есть несколько моментов, в связи с которыми этого следует избегать.

  1. Разлив краски на бумаге, которая медленно впитывает краску. Отсюда и более жирные элементы, отличные от задуманных, и плохо читабельный текст залитый краской.
  2. Оттискивание на соседних листах в отпечатанной пачке.
  3. Разнообразная бумага по разному впитывает краску. Если на обычной мелованной бумаге перевал будет выглядеть более-менее, то на глянцевых или дизайнерских, более плотных, бумагах можно наблюдать расплывание краски. Здесь о том как с помощью Adobe Acrobat найти в макете перевалы цвета.

Перейти к верхней панели