Покупка готового бизнеса. Несколько практических советов.

Существует множество причин для покупки готового бизнеса. Главные из них заключаются в том, что не имеющие опыта в бизнесе инвесторы стремятся приобрести уже функционирующий бизнес, а не начинать его с нуля, а владельцы уже функционирующего бизнеса приобретают другое предприятие с целью расширения или диверсификации деятельности, т.к. покупка готового бизнеса облегчает вхождение на рынок и сохраняет силы и время. Но покупка готового бизнеса сопровождается высокой степенью риска, ведь можно приобрести не только готовый бизнес, но и его долги, недобросовестный персонал, неудачную позицию на рынке и т.п. Поэтому, если вы впервые решили заняться бизнесом, то при его покупке вам необходимо учесть множество факторов, рассмотреть все составные части бизнеса, правильно определить состояние и ценность бизнеса.

На что нужно обратить внимание при покупке готового бизнеса:

• Каковы цели покупки готового бизнеса? Если целью покупки бизнеса является только получение прибыли, то управление им можно доверить наемному менеджеру. Если же вы хотите приобрести источник дохода и занять активную жизненную позицию, вам необходимо ориентироваться на рост и развитие бизнеса, постоянно генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь, чтобы добиться успеха, а при приобретении источника дохода и способа приятного проведения времени, лучшим выбором для вас будет покупка ресторана, кофейни или салоны красоты.

• Решите, является ли данный тип бизнеса подходящим для вас и сможете ли вы им управлять, есть ли у вас достаточно времени на это, т.к. получение более высокой прибыли сопряжено с более высоким риском и участием собственника в управлении.

• При возможности посетите выбранный вами бизнес под видом клиента, чтобы оценить широту ассортимента, уровень сервиса, компетентность персонала и пр.

• Проведите тщательный анализ рынка, определите его потенциальную емкость и перспективы развития, изучите конкурентоспособность выбранного бизнеса, определите спрос на ваши товары или услуги.

• Изучите причины продажи бизнеса. Чаще всего в качестве причин продажи бизнеса выделяются продажа непрофильных активов, нехватка оборотных средств, отсутствие источников дополнительного финансирования, усталость и потеря интереса к бизнесу, переезд на другое место жительство. Исключите приобретение бизнеса, продаваемого в связи с недостаточной его прибыльностью, если в отрасли наблюдаются спад и снижение деловой активности, бизнес находится под угрозой банкротства и т.п. Также лучше отказаться от сделки, если продавец устанавливает укороченные жесткие временные рамки для совершения сделки, отсутствует ключевая информация о бизнесе, а получение информации затруднено, нет ясной причины продажи или обоснования причины продажи не вызывают доверия или если вы заметили, что продавец исказил хотя бы часть информации о продаваемом бизнесе.

• Проведите проверку его юридической чистоты, чтобы исключить наличие каких-либо скрытых задолженностей или судебных разбирательств. Обязательства у бизнеса могут быть не только перед поставщиками, кредитными организациями и бюджетом. Под этим подразумевается гораздо больше, например, в связи с требованиями по охране окружающей среды предыдущим владельцем бизнеса могли быть приобретены обязательства по очистке своей и окружающей территории и т.п. Изучите условия договора аренды офиса или производственного здания, желательно, чтобы договор был долгосрочным, проверьте все необходимые заключения и лицензии. Если договор аренды краткосрочный, обязательно проведите встречу с арендодателем для подтверждения возможности пролонгирования соглашения.

• Изучите финансовую документацию и информацию о поступлении наличных денежных средств за последние несколько лет, т.к. цена бизнеса находится в прямой зависимости от его способности приносить доход. Обратите внимание на то, кто готовил финансовую отчетность, проводился ли аудит. Вы можете самостоятельно провести аудит (вам придется подписать соглашение о неразглашении полученных коммерческих сведений), попросив владельца бизнеса о разрешении проверить все документы (записи о депозитах, счета, документы о выдаче заработной платы, записи о продажах и т.п.), т.к. они предоставят вам значительно больше информации о состоянии, в котором находится данный бизнес.

• Уточните, будут ли вам переданы права на торговую марку, эмблемы, технологию, какова репутация бизнеса.

• Убедитесь, что действующие поставщики и другие контрагенты будут продолжать сотрудничество после смены собственника бизнеса.

• Выясните реакцию сотрудников на смену собственников, не потеряете ли вы в результате сделки ключевой персонал. Вам необходимо заранее продумать систему работы с персоналом, выявить сотрудников, сохранение которых необходимо для успешного функционирование бизнеса.

• Определите приблизительную стоимость бизнеса самостоятельно или для более точного определения цены покупаемого бизнеса пригласите оценщика, т.к. реальная стоимость бизнеса может быть значительно завышена продавцом.

• Изучите список имеющегося оборудования, проверьте, является ли оно функционирующим и не устаревшим, обратите внимание на применяемую технологию. Кроме того, необходимо знать номера моделей и даты приобретений, куплено ли оборудование в рассрочку и действует ли гарантия на него. Оборудование должно числиться на балансе и не должно находиться в залоге.

• Изучите, какие активы являются ключевыми для выбранного вами бизнеса, т.к. от поддержания их в рабочем состоянии зависит способность бизнеса приносить ожидаемую прибыль. В одном случае наибольшее влияние на доходность оказывает персонал, в другом – место расположения или деловая репутация. Так в сфере оказания услуг ключевыми являются наличие известного брэнда, сотрудников и клиентской базы, а при покупке ресторанов, клубов и магазинов в первую очередь нужно рассматривать их месторасположение, а потом уже наличие концепции и персонал. В компаниях, занимающихся оптово-розничной торговлей, наиболее дорогостоящим активом являются товарные запасы, которые составляют основу стоимости такого бизнеса. В некоторых сферах деятельности ключевым активом являются сотрудники, имеющие разрешительную документацию, например, при покупке аптек или аудиторских компаний, обязательно обратите внимание на данный момент, т.к. стоимость действующего бизнеса только за счет укомплектованного штата сотрудников, имеющих соответствующие лицензии, возрастает на 20-25%. Тоже самое касается и наличия необходимой разрешительной документации и наличия лицензий, необходимых для функционирования бизнеса.

• Определите и изучите способ передачи бизнеса вам в собственность. С юридической точки зрения, существуют четыре формы покупки-продажи бизнеса.

Замена учредителей в юридическом лице, владеющем бизнесом – достаточно простой способ, но бизнес при новом владельце сохраняет свою кредитную историю и могут открыться неизвестные ранее обязательства. Но замена учредителей не требует получения всего пакета разрешительной документации, лицензий, необходимо только зарегистрировать изменения состава учредителей в налоговой инспекции.
Создание нового юридического лица и передача ему активов бизнеса связано с необходимостью уплаты налогов при продаже имущества и получением всего комплект разрешительной документации и лицензий.
Продажа предприятия как имущественного комплекса является оптимальным методом, т.к. практически снимает все описанные выше риски, связанные с неизвестными обязательствами и необходимостью получения разрешительной документации. Но данный способ используется крайне редко, т.к. случаев, когда бизнес был бы зарегистрирован как имущественный комплекс, немного.
Продажа через ликвидацию связана с дружественным банкротством, когда продавец инициирует процедуру ликвидации бизнеса, его имущество описывают, продают на торгах, где его и приобретает новый собственник, однако здесь есть риск, что придет другой покупатель и перебьет цену.

• При подписании договора купли-продажи, тщательно его проверьте, т.к. он должен четко оговаривать все стороны следки. В договоре должны фиксироваться:

- точное определение того, что передается, кем и кому, по какой цене
- подробная информация о всех рассрочках и обязательствах, которые покупатель готов принять
способ и сроки оплаты
- все изменения в цене, возможные между моментом подписания договора и окончанием сделки
- действия в случае любых потерь или повреждений бизнеса, которые могут случиться между моментом подписания договора и окончанием сделки
- гарантии продавца относительно надежности предоставленной информации
- штрафные санкции при предоставлении продавцом ложной информации
- величина залогового взноса
- прочие дополнительные условия

Кроме того, перед внесением залога и начала углубленной проверки бизнеса лучше подписать так называемое «Соглашение о намерениях», в котором отражается сумма сделки, порядок и сроки расчетов, сроки проведения проверок и инвентаризации, подтверждение заявленных объемов чистой прибыли, исключение опасности ухода персонала с продавцом после заключения сделки.

Как видите, покупка готового бизнеса – достаточно трудоемкий процесс. Подготовить и провести сделку по приобретению готового бизнеса вы можете самостоятельно или можете доверить данную работу специалистам Бизнес-магазина Финмага, которые ответят на все интересующие Вас вопросы, проведут анализ рынка и перспектив развития выбранного бизнеса, проверят его юридическую чистоту, правильность составления договора купли-продажи и окажут необходимые консультационные услуги по вопросам ведения вашего нового бизнеса после его приобретения.

Бизнес магазин. Покупка готового бизнеса. Оценка стоимости бизнеса. Готовый бизнес.
18:18 10.11.2017



Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Самое интересное

Какие выбрать зимние шины

Приход зимы для автомобилистов – это не только снег и мороз. Эта ещё и извечная суматоха – подготовк...

Как гарантированно заработать на Форекс?

Вы наверняка не раз сталкивались с понятием доверительное управление Форекс. Хотя этот термин часто ...

Volvo FH SuperNova – новая звезда магистрального г

Компания Volvo Trucks Россия запустила на рынок новое стандартное предложение для грузовых автомобил...

Грузовая авианакладная (Air Waybill)

Авианакладная грузовая (Air Waybill) это документ, подтверждающий наличие договора между грузоотправ...

Интенсивные курсы английского с погружением: избир

Если вы до сих пор не владеете английским языком в совершенстве, сейчас лучшее время задуматься о то...

Кабина управления космического челнока

Многие из нас в детстве мечтали стать космонавтами, покорять глубины космоса на умных и надежных кос...

Об авторском написании курсовых и дипломных работ

Первое дело - сдавать зачеты и экзамены на сессии, когда можно накануне не мыть голову, класть пятак...

Полифонические мелодии это мобильный контент для с

Полифонические мелодии - это очень простой метод придания уникальности и неповторимости звонку вашег...

Трубопроводная арматура на рынке: перспективы борь

Когда речь заходит о такой специфической продукции, как трубопроводная арматура для судов и кораблей...

Вероисповедание в Германии

Свобода вероисповедания гарантирована Конституцией Германии как одно из главных прав человека. Согла...



О информационном портале:

Наш проект создан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал комфортным для просмотра.

Занимательная и познавательная информация, которая собрана на нашем портале дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины расходовать огромное количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.