Бизнес–кейс. Что важнее – уметь решать или уметь составлять кейсы?

О правилах написания тактических бизнес-кейсов, и значимости их соблюдения.

Как превратить ТОП менеджеров из секретарей референтов и коучей, умело задающих миллионы уточняющих вопросов в решателей проблем. Правило: руководители линейных подразделений составляют бизнес-кейсы, а ТОП менеджеры решают эти бизнес-кейсы.

Решение бизнес-кейсов (запутанных или необычных случаев) прочно заняло свою нишу и в образовании, включая MBA, и в самообразовании. Интернет пестрит ссылками, предлагающими принять участие в решении, создать свой кейс. И игра это довольно занимательная и захватывающая. До тех пор, пока это игра.
В деятельности реальной компании, управленцы каждый день занимаются как раз решением бизнес-кейсов. Больших и маленьких, стратегических и тактических, и чаще тактических. Их основное отличие от учебных кейсов в том, что от каждого конкретного принятого решения зависит будущее сделки, сотрудника и иногда и всей компании.
Эта статья не о кейсах стратегического уровня. Она о той самой ежедневной рутине, в которой проходит день руководителя – о решении кейсов взаимодействия с внешними и внутренними клиентами. И хорошо если такой кейс касается сотрудников подразделения, которое находится в нашем прямом подчинении. Подумал немного, задал уточняющие вопросы, принял решение, донес его до исполнителей – готово.
Компания это механизм, в котором взаимодействуют множество элементов. И если у вас в компании более одного руководителя, то появляется цепочка решения кейса. Появляются бизнес-процессы взаимодействия подразделений, и в этом взаимодействии ежедневно возникают сбои.
Я часто слышу мнение сотрудников, что сбои возникают только в тех компаниях, где «всё плохо», и в «настоящей компании» сбоев быть не должно. И каждый раз я спрашиваю у них – знают ли они хоть одну компанию, которая работает без сбоев?
Не ошибается тот, кто ничего не делает. В компаниях, где сотрудники работают, работают много и высокой самоотдачей, сбои будут. Главное - отличить сбои регулярные от сбоев разовых.
Сбои разовые - те случаи, которые можно решить в частном порядке на уровне согласований. А вот если мы определили, что сбой происходит периодически, и связан он с неэффективностью бизнес-процесса или его отсутствием, тогда пришло время поработать всем, кого этот бизнес-процесс касается, для его изменения и улучшения.
Если два этих условия соблюдены, то эффективность компании растет. Если не соблюдены – тоже растет, но уже не эффективность, а конфликтность. Появляется волшебная фраза: «Ну сколько можно говорить! Даже чукча на одни и те же грабли два раза не наступает», и неверие сотрудников с собственные силы и компанию.
В теории всё звучит просто и складно - регулярные направо, частные налево, компания хорошеет, конфликтность снижается. А что на практике?

Кейс:
В кабинете директора компании «Компания», которая занимается комплексными поставками консервов, раздается звонок. В трубке надрывный голос одного из начальников отделов продаж.
Начальник отдела продаж: Мы не можем больше так работать! Наш отдел логистики снова сорвал поставку, и теперь чтобы сохранить отношения с клиентом «Шоколадный» нам срочно нужно организовать доставку товара, а у нас транспорта нет. Помогите срочно отправить товар. Клиент в гневе. Сказал, что если товар не будет у него через два часа, он уйдет к конкурентам и больше у нас закупать не будет.

Директор: Поставка когда должна была быть?
Начальник отдела продаж: Сегодня до 12:00.
Директор: Что везем?
Начальник отдела продаж: Партию консервов.
Директор: Цена вопроса?
Начальник отдела продаж: Порядка 30 т уе
Директор: Что логисты говорят?
Начальник отдела продаж: Нет машин.
Директор: Сейчас разберемся.

Директор звонит начальнику отдела логистики.
Директор: Что у нас с поставкой сегодня клиенту «Шоколадный»
Начальник отдела логистики: Не знаю. А что случилось?
Директор: С тобой начальник отдела продаж говорил по поводу этой поставки?
Начальник отдела логистики: Нет
Директор: Узнай, с кем из твоих он говорил и перезвони. Поставку клиенту нужно сделать сегодня. Реши вопрос.

Звонок директору от начальника отдела логистики.
Начальник отдела логистики: Узнал. Начальник отдела общался с моим замом, пока я был на обеде. Мы им машину утром предлагали, продажники сами отказались везти. Товар от поставщика пришел не полностью. Часть они везти не захотели.

Звонок директора в отдел закупки.
Директор: Что у нас с клиентом «Шоколадный», почему срываем поставку, почему товар не пришел от поставщика и что можем сделать?
Начальник отдела закупок: Большая часть из их поставки у нас на складе в наличии. Но партия редкого товара еще не поступила в Москву. Ее физически просто нет нигде. И об этом мы сегодня утром уже сообщили менеджеру отдела продаж. Оставшаяся часть товара будет не раньше пятницы.

Звонок директора руководителю одела продаж.
Директор: И что вы там мудрите? Вам же давали машину, а вы сами отказались везти.
Начальник отдела продаж: Кто отказался? Мы отказались? (Зовет менеджера, уточняет у него про отказ). Да, мы отказались, потому что партия была не полная, и не хотели дважды за доставку в одно место платить. А теперь мы уже хотим везти, потому что клиент конфликтует, а у них теперь машины нет.
Директор: То есть это не отдел логистики «косячит», а вы не хотели везти?
Начальник отдела продаж: Извините, я сам только что об этом узнал.
Директор: Клиент согласен на поставку части товара сегодня, а части на следующей неделе?
Слышно как начальник отдела продаж уточняет у менеджера про согласие клиента.
Директор: Дай трубку менеджеру…. Твой клиент согласен на поставку части товара?
Менеджер: Не знаю. Он так кричал в трубку, что я побоялся у него спросить.
Директор: А с чего он кричать начал?
Менеджер: Так он ждал товар до 12:00, а мы не привезли.
Директор: А ты во сколько знал, что поставки не будет?
Менеджер: В 11:00 мне закупка сообщила.
Директор: Ты клиента предупредил?
Менеджер: Нет. Мы и так ему в прошлый раз уже задерживали, он был очень не доволен.
Директор: Трубку передай начальнику… Сам позвони клиенту, разберись, извинись. Оговори возможность частичной поставки, и потом будем решать, что нам дальше делать.

Директор секретарю: Анечка, накапай мне валерьянки.
и т д и т п

Этот тот самый классический случай вездесущего «испорченного телефона». Как же свести к минимуму возникновение подобных ситуаций? На практике я знаю только один рецепт - обучить руководителей компании стандартной форме подачи информации по сбоям, и разъяснить им, зачем им это нужно. Если произошел сбой, то руководитель пишет, или озвучивает бизнес-кейс вот по таким параметрам:

Правила оформления бизнес-кейса:

В шапке бизнес-кейса (письма)
• Автор заявки.
• Приоритет запроса. (Срочность, Важность)
• Название кейса (Тема письма)

В теле кейса
• Взаимодействие отделов. Внешниевнутренние клиенты, которых затрагивает сбой.
• Документ (если есть документ, значимый для решения вопроса)
• Отдел, в котором произошел сбой.
• Срок (Дата сбоя. Сколько времени уже ушло на решение. Обоснование срочности решения)
• Как должно быть по правилам компании.
• Как произошло (происходит) в данном случае.
• Что уже было сделано.
• Ваш запрос на действие: индивидуальное согласование на трехсторонней встрече, финансовые претензии, запрос на коррекцию бизнес-процесса.


Если передача информации о сбоях происходит корректно, то ТОП менеджеры из секретарей референтов и коучей, умело задающих уточняющие вопросы, волшебным образом превращаются в решателей проблем. И все на своих местах: руководители линейных подразделений составляют бизнес-кейсы, а ТОП менеджеры решают эти бизнес-кейсы.
Конечно идеальный вариант решения вопроса передачи информации о сбоях – внутренний CRM, стандартизованная система подачи информации. Но в мире, где по-прежнему главенствует excel, право звонка и электронная почта, в качестве решения вполне может подойти простая стандартная форма подачи бизнес-кейсов.
Особое внимание хочется обратить на пункт «Что уже было сделано», который часто опускают. Отсутствие этой информации приводит к тому, что почти все сотрудники, задействованные в решении вопроса, принимаясь за его решение, проходят по одному и тому же пути, опрашивая остальных о том, что было сделано с их стороны. Именно этим занимался в нашем примере директор. Это многократные трудозатраты и топтание на месте.
Как обучить сотрудников корректно составлять кейсы? Самый лучший способ – совместная работа над повышением эффективности реального бизнес-процесса. Для этого составляем общую таблицу, в которую все отделы будут вносить информацию по сбоям в работе подразделения (подразделений), там же они смогут видеть обратную связь о том, что сделано. Заголовки столбцов – обязательные поля бизнес-кейса. И учимся, и процессы заодно корректируем.
При этом стоит учитывать сопротивление многих сотрудников таким проектам. Срабатывает принцип «братства песочницы» - я про тебя не скажу, а ты про меня потом не скажешь. В этом случае при проведении внутреннего PR акции можно указать, что она направлена на усовершенствование процесса, и демотивация сотрудников всех подразделений, принимающих участие в проекте по результатам описанных сбоев производиться не будет до особого распоряжения. После такой совместной деятельности сбои передачи информации и конфликтность в компании значительно уменьшаются.
Для обеспечения эффективной совместной деятельности важно, чтобы каждый из ее участников выполнял свою роль с максимальной эффективностью:
• Задача линейных руководителей компании – предпринять все возможные действие для разрешения ситуации. Если самостоятельно решить не удалось, корректно составить описание ситуации и передать для решения ТОПам.
• Задача ТОП-менеджеров – решить ситуацию в соответствии с ее приоритетом и определить действия, которые необходимо произвести по результатам бизнес-кейса:

1. реорганизация бизнес-процесса
2. организация нового процесса бизнес-процесса
3. достаточно проведенного индивидуального согласования

И когда сотрудники компании рассматривают ситуации с точки зрения ресурсов: человеческих, временных, информационных, финансовых, основных фондов, анализируют свои возможности и передают информацию корректно, решение рабочих вопросов и эффективность взаимодействия департаментов возрастает в разы.

Проверено практикой.


Автор: Волощук Мария Евгеньевна atbliss.ru
08:57 22.10.2017



Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стоит прочесть

Обновленные «крылья» Mercedes 300SL от S

Новый облик легендарной модели Mercedes становится еще более притягательным. Так может выглядеть Mer...

Как выбрать автомобильный аккумулятор

То, что аккумуляторы являются одной из основных деталей для многих устройств – это уже ни для кого н...

Volvo FH SuperNova – новая звезда магистрального г

Компания Volvo Trucks Россия запустила на рынок новое стандартное предложение для грузовых автомобил...

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) расположен на Иса...

Социальная реклама - источник торговли

Каждый из нас порой покупает предметы, которые после воляются в кладовой жилого помещения либо решит...

Нобелевский лауреат Роберт Манделл – о становлении

Чтение лекций высоких гостей Казахстана – будь то главы государств, международных организаций ил...

Подарите себе новые возможности, выучив английский

Подарите себе новые возможности, выучив английский язык Наверное, нет смысла много говорить о важно...

Интересные факты о токарно-револьверных станках 1В

Токарно-револьверные станки моделей 1В116, 1В116П, 1В116П-02 предназначены для обработки калиброван...

Старинные деревни залива Морбиан. Франция.

Не кажется ли вам, что Франция просто создана для совершения подвигов и искателей приключений? Ведь ...

Свято-Вознесенский мужской монастырь

Свято-Вознесенский монастырь — настоящая жемчужина Буковины.Приблизительно в 20-ти км от г.Чер...



Развивая портал:

Наш проект создан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш портал комфортным для просмотра.

Занимательная и познавательная информация, которая собрана на нашем портале дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины расходовать огромное количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.